19. СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

№11

Андрей М., 11 лет доставлен в стационар 15.07.01 года на 2 день болезни с жалобами на температуру до 39 0 С, головную боль , головокружение, озноб, боль в икроножных мышцах, носовое кровотечение , насморк, сухой кашель. Состояние больного тяжелое: температура — 39,70С, вялый, во время осмотра — повторная рвота, галлюцинации устрашающего характера. Кожа лица гиперемирована, склеры инъецированы, ринит серозный, гиперемия с пятнистой энантемой и точечными кровоизлияниями слизистой ротоглотки, губы сухие с кровянистыми корками. На разгибателях рук и ног, передней и боковой поверхности грудной клетки розеолезная и обильная петехиальная геморрагическая сыпь, в области крестца — кровоизлияние 3х5 см. Тоны сердца приглушены, тахикардия до 120 уд/мин, АД 90/50 мм рт ст. Дыхание через нос затруднено, частый сухой кашель, ЧД — 46 в мин, при аускультации — необильные средне- и мелкопузырчатые влажные хрипы. Печень выступает из-под края реберной дуги на 2х2х1/3, чувствительная при пальпации. Мочится редко.

В семье все здоровы. Больной 5 дней назад вернулся из деревни в Омской области, где был факт присасывания клеща.

1. Ваш диагноз ?

2. Укажите лабораторные методы обследования для подтверждения диагноза и план лечения больного.

 

№12

Ольга К., 14 лет, заболела остро в 21 час 1.08. 01 — температура- 39,90 С, озноб , рвота, боль в пояснице, животе, мышцах, суставах, выраженная головная боль. Госпитализирована с диагнозом "Энтеровирусная инфекция". 4.08.01 состояние ухудшилось : наросла бледность кожи, адинамия, А/Д — 80/50 мм рт ст , резко приглушены тоны сердца, тахикардия, обильная петехиальная геморрагическая сыпь на коже и слизистых ротоглотки, гематомы в местах инъекций, печень выступает из-под края реберной дуги на 2х1,5х1/3, положительный симптом Пастернацкого.

В анализе крови : лейкоциты — 3,9 х109 /л, нейтрофиллы — 83%, лимфоциты — 24, моноциты — 3 , тромбоциты -100х109, СОЭ — 4 мм/час.

Ан мочи — уд.вес 1035, белок 90 мг/л, лейкоциты 1-2 в п/зр, эритроциты — 12-15 в п/зр.

Эпид.анамнез: 25.07 вернулась из тур.поездки по Крыму , 20.07 — был удален клещ.

1. О каком заболевании следует думать ?

2. Ваш план обследования ?

3. С какими заболеваниями следует проводить дифф.диагностику ?

 

№13

а) Вызов участкового педиатра на дом. Заболел ребенок 11 мес. при субфебрильной температуре появился кашель, чихание, ринит. Стал беспокойным, снизился аппетит. Врач при осмотре отмечает гиперемию слизистой ротоглотки и выше указанные катаральные симптомы. В семье сложные материальные условия: мать находится в декретном отпуске. Дома еще дети 7 и 3 лет, семья проживает в 1-комнатной квартире.

1. Диагноз участкового врача.

2. Тактика в отношении больного

б) В отделении температура к 3 дню повысилась до 39гр. Несмотря на лечение все катаральные симптомы нарастают. Выражена интоксикация: плохо спит, анорексия, периодически возникает рвота. На слизистой щек отмечены белесоватые пятна, а на 4 день болезни на высоте температуры на лице появились пятнисто-папулезные высыпания.

1. Диагноз отделения.

2. Противоэпидемические мероприятия в отделении

№14

Мальчик 14 лет заболел 5 дней назад с повышения температуры до 380С, кашля, насморка, через 3 дня температура повысилась до 39, на лице появилась пятнисто-папулезная сыпь, на следующий день сыпь появилась на туловище. При осмотре ребенок вялый, лицо одутловатое, конъюнктивы гиперемированы, веки отечны, светобоязнь, влажный кашель, из носа слизистое отделяемое. На коже лица туловища крупная пятнисто- папулезная сыпь, местами сливается, слизистая полости рта пестрая, рыхлая. Над легкими жесткое дыхание, справа под лопаткой выслушиваются влажные мелкопузырчатые хрипы. Со стороны остальных органов патологии не выявлено.

1. Диагноз.

2. Лечение.

3. План противоэпидемических мероприятий, если известно, что в семье еще двое детей : 1 года и 5 лет.

 

№15

а) Ребенку 1 год 10 мес. Заболел внезапно, ночью. Стал беспокойным, плаксивым, кричал. Температура повысилась до 39 , была 2 раза рвота. За 8 дней до заболевания в поликлинике проведена прививка против кори. Утром вызван участковый педиатр, который направил в стационар.

1. Диагноз направления

б) Состояние при поступлении тяжелое, беспокоен, монотонный плач. Была рвота, температура до 39,50 , в сопоре, периодически повторяются судороги. Кожа чистая, бледная. Тахикардия, токсическое дыхание. Печень, селезенка не увеличены. Стула нет 2 суток.

1. Обследование и что подтвердит диагноз.

2. Лечение ребенка в стационаре.

№16

а) У ребенка 5 лет появилась сыпь на всех участках тела, температура — 37.2, легкие катаральные явления. При осмотре участковым врачом состояние ребенка было мало нарушено, на неизмененном фоне кожи лица, туловища, конечностей со сгущением на разгибательных поверхностях рук, на спине, ягодицах, пятнисто — папулезная сыпь. Пальпируются шейные и затылочные увеличенные лимфатические узлы. В зеве — легкая гиперемия.

1. Диагноз участкового врача.

2. Тактика ведения данного больного.

б) На 4 день лечения состояние ребенка ухудшилось, ночью повысилась температура до 38,5 гр., ребенок был возбужден, бредил, были галлюцинации устрашающего характера. Вызвали скорую помощь. При осмотре выявлена следующая патология: оглушенность, сомнительные менингеальные знаки, нистагм, сходящееся косоглазие, слева тремор, высокие сухожильные рефлексы с анизорефлексией, + симптом Бабинского с обеих сторон.

1. Какой диагноз вы предполагаете?

2. Какова ваша тактика, неотложная помощь?

 

№17

У ребенка 6 лет появилась сыпь на всех участках тела, температура — 37.2. В д\саду из группы уже лечатся несколько детей с подобной симптоматикой. Был вызван участковый врач. При осмотре состояние мало нарушено, на неизмененном фоне кожи лица, туловища, конечностей со сгущением на разгибательных поверхностях рук, на спине , ягодицах, пятнистая сыпь до 0,5 см в диаметре. Пальпируются шейные и затылочные увеличенные лимфатические узлы. В зеве легкая гиперемия, слизистая щек не изменена, насморка нет, внутренние органы без патологии.

1. Какой диагноз вы поставите, обоснуйте.

2. Какой ваш план ведения и лечения больного?

 

№18

Гор.здрав.отделом вы направлены в родильный дом как консультант-инфекционист, в связи с тем, что накануне родился ребенок с массой 2400 гр., желтухой, гепатоспленомегалией, микроцефалией, микрофтальмией. Известно, что роженица во время беременности перенесла краснуху.

1. Ваш предполагаемый диагноз?

2. Какие методы обследования необходимы для подтверждения диагноза?

№19

Ребенок 5 лет, посещает детский сад, заболел остро во второй половине дня в детском саду с повышения температуры до 37,8 С, отказался от еды, на коже выявлены элементы пятнисто-папулезной сыпи. С диагнозом: “Корь” отправлен домой. На второй день болезни участковый педиатр диагноз кори снял, т.к. на коже были выявлены элементы везикулезной сыпи. Самочувствие больного нарушено незначительно, ребенок оставлен дома. Дома температура повышалась до 38,5 С, новые высыпания появлялись еще в течение 3 дней, обильные, были отмечены единичные элементы сыпи на слизистой полости рта.

1. Поставьте клинический диагноз и приведите его обоснование.

2. Назначьте дополнительное обследование и проведите дифференциальную диагностику.

3. Назначьте лечение.

4. Составьте план проведения противоэпидемических мероприятий в детском саду.

 

№20

Ребенок в возрасте 5 лет находится в инфекционном отделении на лечении с диагнозом: “Ветряная оспа”. На 5 день от появления высыпаний состояние резко ухудшилось — температура до 39,3 C, беспокоится, отказался от еды, была однократная рвота. При осмотре новых элементов везикулезной сыпи нет, сыпь по всей поверхности тела, высыпаний на слизистых нет. В подчелюстной области справа опухолевидное образование с отеком прилежащих тканей. Кожа на пораженном участке гиперемирована, напряжена. Резкая болезненность, явления болевого тризма. Больному назначен пенициллин в/м, жаропонижающие. Состояние продолжает ухудшаться, температура держится в пределах 39-40 гр., повторная рвота, инфильтрат увеличился в размерах, гиперемия с цианотическим оттенком, в центре инфильтрата — размягчение.

1. Поставьте клинический диагноз и приведите его обоснование.

2. Назначьте дополнительное обследование и проведите дифференциальную диагностику.

3. Назначьте лечение.