Детали машин (курс лекций, часть 4)

Расчетные зависимости

Предельная сдвигающая сила F должна равняться силам трения, возникающим на поверхностях стыков

clip_image006

где ί — число стыков (на рис. 2.5 ί = 2).

Или, заменив силы трения силой затяжки F3 и коэффициентом трения ƒс, получим окончательную зависимость

clip_image008, (1)

где clip_image010 — коэффициент трения на поверхности стыков; F3 — сила затяжки болта; k — коэффициент запаса (k = 1,3…1,5 при статической нагрузке, k = 1,8…2,0 при переменной нагрузке).

Обычная сила затяжки измеряется моментом завинчивания Тзав (контролируется динамометрическим ключом), исходя из следующей теоретической зависимости

clip_image012 (2)

где Тр — момент сил трения в резьбе; Тт — момент сил трения на опорной поверхности гайки; d2 — средний диаметр резьбы; Ψ — угол подъема резьбы; φ´ — приведенный угол трения clip_image014(clip_image016; clip_image018); ƒт — коэффициент трения на опорной поверхности гайки; D — наружный диаметр опорной поверхности гайки (размер под ключ); d0 — внутренний диаметр опорной поверхности гайки (равен отверстию под болт в шайбе).

Подставляя в уравнение (1) значение F3, найденное по зависимости (2), получим

clip_image020 (3)

Эта зависимость дает возможность построить график F — Тзав. График будет линейным, если коэффициенты трения clip_image022; clip_image024; clip_image026 неизменны (или меняются незначительно) при различных величинах затяжек.

Согласно уравнению (3) можно по экспериментальным значениям момента завинчивания Тзав и сдвигающей силы уточнить значение коэффициента трения ƒс на поверхностях стыков соединяемых деталей при условии точных значений коэффициентов трения в резьбе и на опорной поверхности гайки. Точное значение коэффициента трения ƒс обуславливает определение точной величины сил затяжки болта F3 , что обеспечивает надежность соединения при малых значениях коэффициента запаса К (не более 1,2).

Вы здесь: Главная Детали машин Детали машин Детали машин (курс лекций, часть 4)