Лекционный курс по предмету: Основы архитектурной композиции
- Лекционный курс по предмету: Основы архитектурной композиции
- ФОРМА — ФОРМООБРАЗОВАНИЕ — КОМПОЗИЦИЯ
- КОМПОЗИЦИЯ — КАК ОСНОВА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ
- ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ
- СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ КОМПОЗИЦИИ
- ЕДИНСТВО И ЦЕЛОСТНОСТЬ ФОРМЫ
- СИММЕТРИЯ И АСИММЕТРИЯ В КОМПОЗИЦИИ
- РИТМ И МЕТР В КОМПОЗИЦИИ
- ДИНАМИЧНОСТЬ И СТАТИЧНОСТЬ ФОРМЫ
- ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ И МАСШТАБНОСТЬ
- ПОНЯТИЕ ПРОПОРЦИИ И ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТИ
- ЦВЕТ В АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ
- ПОНЯТИЕ О ТЕКТОНИКЕ И ОПС
- СТРУКТУРА ОРДЕРА
- ВИДЫ КОМПОЗИЦИИ
- АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ
- АРХИТЕКТУРНЫЕ КОМПОЗИЦИИ В АНСАМБЛЕ
ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ И МАСШТАБНОСТЬ
В общепринятом смысле под масштабом подразумевается отношение длины изображаемого отрезка на чертеже к длине линии существующей в натуре.
Масштаб может быть выражен числом (1:50, 1:100 и др.) или изображен графически и называется соответственно числовым или графическим (линейным) масштабом.
Благодаря масштабу мы получаем возможность чтения чертежей.
В этих случаях масштаб не связан со свойствами самого объекта, а играет чисто техническую роль.
Масштабность же — одно из основных качественных свойств архитектурного сооружения и важнейшее средство архитектурной композиции, определяющее такое соотношение размеров частей, членений и деталей сооружения, которое дает гармоничное сочетание их с размерами человека и окружающей средой.
Если остановиться подробнее на этом, то можно свести суть к следующему:
1. Человек есть мера всех вещей.
2. Масштаб неразрывно связан с назначением сооружения, с функциональной организацией внутреннего пространства.
3. Масштаб определяется соотношением частей и целого.
4. Масштаб сооружения зависит от характера его взаимосвязи с окружающей средой.
Получив задание на проектирование, архитектор сначала учитывает наз-начение сооружения, выбирает определенный масштаб, величину составляющих частей и членений сооружения по отношению к человеку и окружающей среде.
Масштабная выразительность зависит от знания законов зрительного восприятия. Например, светлая поверхность всегда кажется больше, нежели темная.
Форма одного размера, расположенная на малом поле в окружении малых фигур, кажется больше, той же формы на крупном поле среди крупных фигур. Вертикальные членения кажутся большими, равных им по величине горизонтальных. Как правило, масштаб наружной архитектуры здания, крупнее, чем масштаб интерьера, поскольку внутреннее пространство более ограничено и расчленено. Обычно, чем меньше расчленен объект, тем он кажется крупнее .
Характерными случаями нарушения масштабности являются:
1. Композиционный прием, свойственный большому зданию и примененный к малому сооружению (и наоборот).
2. Несоответствие размеров отдельных частей или деталей сооружения общему масштабному строю.
3. Несоответствие масштаба здания окружающей среде.
КОМПОЗИЦИОННОЕ РАВНОВЕСИЕ
Равновесие – это состояние тела, в котором действующие на него силы полностью уравновешивают друг друга. Равновесие формы — такое ее состояние при котором все элементы сбалансированы между собой. Но это не означает простого равенства их величин. Оно зависит от распределения основных масс композиции относительно ее центра и таким образом связано с характером организации пространства, пропорциями, расположением осей и т.д.
Композиционное равновесие по-разному проявляется в симметричных и асимметричных формах. Симметрию нередко трактуют как синоним равновесия. Но это неверно, т.к. она еще не гарантирует композиционной уравновешенности.
В результате диспропорций частей и целого, их явной несомасштабности даже симметричная форма становится зрительно неуравновешенной. Однако несомненно, что композиционное равновесие симметричной формы достигается значительно более простыми методами, нежели формы асимметричной, так как наличие оси симметрии уже создает предпосылки композиционного равновесия .