Лекционный курс по предмету: Основы архитектурной композиции
- Лекционный курс по предмету: Основы архитектурной композиции
- ФОРМА — ФОРМООБРАЗОВАНИЕ — КОМПОЗИЦИЯ
- КОМПОЗИЦИЯ — КАК ОСНОВА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ
- ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ
- СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ КОМПОЗИЦИИ
- ЕДИНСТВО И ЦЕЛОСТНОСТЬ ФОРМЫ
- СИММЕТРИЯ И АСИММЕТРИЯ В КОМПОЗИЦИИ
- РИТМ И МЕТР В КОМПОЗИЦИИ
- ДИНАМИЧНОСТЬ И СТАТИЧНОСТЬ ФОРМЫ
- ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ И МАСШТАБНОСТЬ
- ПОНЯТИЕ ПРОПОРЦИИ И ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТИ
- ЦВЕТ В АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ
- ПОНЯТИЕ О ТЕКТОНИКЕ И ОПС
- СТРУКТУРА ОРДЕРА
- ВИДЫ КОМПОЗИЦИИ
- АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ
- АРХИТЕКТУРНЫЕ КОМПОЗИЦИИ В АНСАМБЛЕ
ПОНЯТИЕ ПРОПОРЦИИ И ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТИ
Пропорции в архитектуре служат средством упорядочения и установления закономерных взаимосвязей между всеми частями сооружения. Пропорция — это соотношение между архитектурным сооружением в целом, и его частями, — между отдельными частями и их элементами. Пропорция (от лат. слова «proportio») — означает соразмерность. Удачно найденные пропорции являются одним из существенных моментов, определяющих художественную ценность сооружения.
Существует мною теорий пропорций, но для практической работы они могут иметь лишь подобное значение.
Модульная система пропорций известна со времен античности и лежит в основе архитектурных ордеров, где за модуль принят радиус нижнего основания колонны. Можно отметить геометрическую пропорциональную систему (которая также называется иррациональной) и метод "подобия пропорций", разработанный немецким архитектором А.Тиршем в конце XIX в.
Наибольшее распространение получил метод пропорций, называемый "золотым сечением" (приближенные числовые значения этой теории 5:3). Метод этот известен со времен Леонардо да Винчи. Но наиболее полно значение "золотого сечения" было отмечено в конце XIX в.
При выведении пропорциональности этим методом исходят из того, что деление целого на 2 части пропорционально тогда, когда меньшая так относится к большей, как большая — к целому.
Из последних работ, посвященных проблеме пропорций, представляет интерес система "модулор" архитектора Ле Корбюзье.
В ней сделана попытка увязать размеры, выраженные в метрах с размерами человеческой фигуры. Взяв за основу рост человека высотой 183 см и высоту человека с поднятой рукой — 226 см, Ле Корбюзье создал шкалу измерений из двух рядов, расчленив эти размеры в отношениях "золотого сечения" ("красная" и "синяя" шкала).
Принцип этой системы измерений таков, что каждый последующий член "синей" шкалы может быть получен удвоением предыдущего члена "красной" шкалы".
Достоинством этой системы является то, что все числовые величины согласуются с основными параметрами человека. Недостатком "модулора" является дробность величин, которая очень усложняет вычисление. На базе "модулора" Ле Корбюзье построил несколько архитектурных сооружений .