Лекция 3. Новое время: Россия в XVI-XVII вв., Европа — переход к новому времени

8.4. Франция


Другие страны изживали феодальную систему по-своему и в иных хронологических рамках, хотя капиталистический уклад проник в городское хозяйство и деревню практически в каждой из них.

Абсолютизм во Франции. Во второй половине XV в. при Людовике XI(1423-1483) в основном завершилась централизация государства. По мере его единения укреплялся абсолютизм, который усилился после религиозных войн 1562-1594 гг. между католиками и гугенотами. И в том и в другом лагере наиболее активной силой были низшие сословия и мелкое дворянство, а возглавляла борьбу феодальная знать, заинтересованная в ограничении королевской власти. Предводители католиков — герцоги Гизы, гугенотов — Антуан Бурбон (1518-1562), принц Луи II Конде (1621-1686), адмирал Г. Колиньи (1519-1572), а также Генрих Наваррский — будущий король Франции Генрих IV (1553-1610). Когда в 1594 г. Генрих IV вступил на престол, он перешел в католичество, военные действия в основном закончились. В 1598 г. был подписан Нантский эдикт, по которому господствующей религией оставался католицизм, но гугенотам предоставлялась свобода вероисповедания и богослужения в городах (кроме Парижа).

С 1302 г. во Франции избирались Генеральные штаты — сословно-представительное учреждение, состоящее из депутатов духовенства, дворянства и лиц третьего сословия. Генеральные штаты созывал король, как правило, для получения согласия на сбор налогов. По мере укрепления абсолютизма роль этого учреждения уменьшалась. В 1614 г. при Людовике XIII (1601-1643) Генеральные штаты были распущены, так как депутаты от третьего сословия высказались за распространение налогов на ранее не облагаемые земли дворянства и духовенства, отмену других привилегий высших сословий и ограничение административного произвола. В течение дальнейших 175 лет Генеральные штаты не собирались.

Абсолютизм во Франции достиг апогея при Людовике XIV (1638-1715), ставшем королем в 1643 г. Его власть была настолько неограниченной, что легенда приписывает ему изречение; «Государство — это я». Расточительство королевского двора, фаворитизм, оплата огромного бюрократического аппарата (самого многочисленного), большие военные расходы1, обязательства по государственному долгу — все это вынуждало королевскую власть увеличивать налоги, на что податные (непривилегированные) сословия отвечали многочисленными восстаниями (1548, 1624, 1639 и др.).

Особенности социально-экономического развития. Особенно тяжелым было положение крестьянства, испытывавшего тройной гнет (короля, феодала и церкви). Основная масса крестьянства была во Франции безземельной. За пользование землей французский крестьянин выплачивал феодальную ренту, составляющую до 1/4 собранного урожая. Еще более тяжелой была выплата денежного оброка — чинша. Выплачивали крестьяне, кроме того, десятину в пользу церкви и три налога королю (талью — с доходов, капитацию — подушную подать, двадцатину — налог с земли). Огораживание в отличие от Англии во Франции не приняло больших масштабов.

Отставала Франция и в развитии промышленности. Господство цехового строя препятствовало удовлетворению растущего спроса на промышленные изделия и ограничивало городской бедноте возможности заработков. Поэтому против цеховой организации ремесленного производства выступали нарождавшаяся буржуазия и низшие слои горожан. Не получила должного развития и торговля из-за преобладания сельского населения, а также наличия внутренних таможенных пошлин. Однако буржуазные отношения во Франции зарождались, и происходил процесс первоначального накопления капитала. Основными его каналами стали налоговая система, государственные займы (т.е. система государственного долга), продажа судебных и финансовых должностей. Особенно обременительным был налог на соль. В 1439 г. введен прямой налог — большая, или королевская, талья, взимавшийся с земли, имущества или персонально (подушно). Величина налога не была фиксированной и, налогоплательщики страдали от произвола сборщиков. В 1549 г. во Франции наряду с большой тальей ввели малую талью, доходы от которой шли на оплату войска. В XVI в. была введена откупная система: в 1604 г. сюринтендант финансов М. Сюлли (1560-1641) установил обще-французский откуп налогов. Откупная система стала источником первоначального накопления капитала.

Первые государственные займы-ренты были выпущены во Франции в 1522 г., когда король Франциск I (1494-1543) взял в долг у парижских банкиров 250 тыс. ливров из расчета 10%. Началась спекуляция на курсе рентных бумаг, росли проценты. Порождением системы государственного долга стала тонтина — наследование права получения процентов по государственным займам. С этого времени увеличивалось число рантье — лиц, живущих на проценты с ценных бумаг. Однако бесконтрольный выпуск государственных рент привел к банкротствам. И в 1596 и в 1604 гг. Сюлли вынужден был аннулировать государственные займы.

Увеличение королевской тальи и других налогов, а также усиление ростовщической эксплуатации во Франции определили процесс имущественного расслоения и обезземеливания крестьянства. Зажиточные и буржуазные слои пользовались возможностью скупать права дворян на сбор ренты, брали на откуп сбор косвенных налогов, занимались ипотечным кредитом, покупали землю. Таким образом, во Франции преобладали не предпринимательство, а ростовщичество и откупные операции. Многие французские буржуа предпочитали быть чиновниками огромного административно-судебного аппарата и покупали должности за деньги.

Эти особенности социально-экономического развития Франции обусловили и своеобразие мануфактурного строительства. В отличие от Англии, где развитием мануфактур занималась буржуазия, во Франции мануфактурные предприятия возникали при участии государства.

Вы здесь: Главная История Всемирная история Лекция 3. Новое время: Россия в XVI-XVII вв., Европа — переход к новому времени