В XVI в. Мюнстер был значительным региональным торгово-ремесленным центром, ганзейским городом. Общественно-политическое устройство Мюнстера значительно изменилось в XV-XVI вв. Все население делилось на патрициат и плебс. В городе был магистрат, над которым стояли князь-епископ — правитель города и соборный капитул из 40 каноников, подчинивший себе в XVI в. князя-епископа. Именно в этом устройстве, по мысли А.Н. Чистозвонова, были заложены основы социальных конфликтов. К тому же в борьбу вмешивался и папа. Так, в XV в. 7 лет длился конфликт между цехами и соборным капитулом, дворянами и патрициатом из-за выборов нового епископа. В конце концов, папа поставил своего кандидата. Фактически цехами патрициат был оттеснен от управления городом.
В 1525 г. Мюнстер не остался в стороне от борьбы, к маю 1525 г. относятся попытки ограбления и погрома монастырей. Аресты зачинщиков вызвали массовые сборища и предъявление магистрату ультиматума в виде 34 статей с требованиями горожан. В массах зрели идеи социального переворота, и один из горожан Иоганн Грутен внес предложение ввести maxi частной собственности в размере 2.000 дукатов, а излишки у богачей отобрать и раздать народу. Дело кончилось поражением магистрата и епископа, которые были вынуждены освободить из-под ареста обоих главарей — Антона Крузе и Книппердолинка.
Период времени до 1531 г. в Мюнстере прошел спокойно (в 1529 г. была эпидемия). В 1531 г. реформационным движением кроме Мюнстера были охвачены и другие города Вестфалии — Зуст, Падерборн. В Мюнстере усиление реформационного движения было связано с именем священника церкви св. Морица Бернарда Ротмана. Вначале Ротман был лютеранином, так же как и в Мюнстере вначале господствовало лютеранство. В конце 1531 г. князь-епископ лишил его должности и приказал покинуть пределы диоцеза. К этому времени в городе сложилась партия реформы — Бернард Книппердолинк (сукноторговец, патриций), Каспар Юдефельд (патриций, торговец гуртами скота), Герлах Вюллен (дворянин), Герман Тильбек, Иоганн Керкеринк, Курстген Керкеринк, Иоаганн Лангерманн, Герман Бистинк и др.
23.02.1532 г. прихожане захватили церковь св. Ламберта, выкинули оттуда культовый католический реквизит, затем разгромили другие приходские церкви. Князь-епископ сложил с себя сан. Новый епископ пробыл в этом сане всего около двух месяцев, умер с перепоя. Его преемник Франц фон Вальдек взял жесткий курс, предписав магистрату покончить с ересью, но было поздно. В августе католики стали покидать город. Ротман, обладавшим влиянием в городе, стал склоняться к анабаптизму.
Анабаптизм – радикальное направление протестантизма. Анабаптисты отвергали силу таинств, учили, что непосредственное общение с богом происходит путем внутреннего просветления, экстатического состояния, которые должны предшествовать крещению. Поэтому крещение детей бесполезно. Не признавали духовенство, церковь — это община равноправных священнослужителей. Проповедь их веры должна осуществляться мирянами. Появились в 1527 г. в Южной Германии, потом в Нидерландах и других странах. Позже стали фанатиками. Ожидали в скором будущем второго пришествия Христа, чтобы подготовиться к этому, они задумали восстановить «царство Сиона» на коммунистических основах, неверных либо обратить, либо истребить. В начале ноября 1533 г. пекарь Ян Матис из Гарлема объявил себя пророком в Амстердаме, а затем своих агентов разослал повсюду. Ротман принял это учение.
В феврале 1533 г. было подписано соглашение на условиях свободы исповедания в городе обеих религий, сохранения духовной и светской власти князя-епископа, отмены налогов на религиозные цели, взаимной амнистии и установления в городе «гражданского мира и правопорядка». Партия сторонников умеренных реформ сочла, что она достигла всего, среди плебса стал распространяться анабаптизм и намерения к насильственным действиям (А.Н.Чистозвонов). Внешне это выразилось в антикатолических выступлениях, но и появляются случаи отказа крестить детей, принимать причастие и выполнять другие лютеранские обряды. После диспута в августе 1533 г. магистрат предписал Ротману и Вассенбергману прекратить проповедь анабаптизма, но последние отказались подчиниться магистрату.
Вести об успехах анабаптизма дошли до Нидерландов и оттуда в Вестфалию отправились адепты. Большое значение имел приезд в Мюнстер в июле 1533 г. Иоанна Лейденского. Именно Мюнстер был объявлен избранным городом, предназначенным богом для истинных христиан-анабаптистов, взамен греховного Страсбурга. Население ганзейского Мюнстера, испытывавшее экономические и социальные бедствия, находилось практически в состоянии открытого восстания против князя–епископа и соборного капитула и было готово восстать против них. Положение ганзейского города обеспечивало ему определенную независимость, а владетель соседнего Гессена из политических соображений и собственной безопасности склонен был до определенных пределов ограждать реформацию в Мюнстере от подавления ее католическими князьями. Карл V, давно притязавший на Вестфалию и Мюнстер и тщетно предлагавший епископу Францу фон Вальдеку ежегодную пенсию в 10.000 крон за отказ от светских прерогатив над Мюстером и своим диоцезом, не имел формальной правовой основы для вмешательства в вестфальские дела.
3.11.1533 г. магистрат распорядился закрыть все городские церкви, поскольку анабаптистские проповедники нарушили свое обещание воздерживаться от произнесения в них проповедей. На следующий день проповедникам было приказано покинуть город, 5.11. 1533 г. город разделился на 2 лагеря. Но пока анабаптисты были слабее, и дело кончилось договором, санкционировавшим свободу вероисповедания без права открытой проповеди анабаптизма. Но через несколько месяцев положение изменилось.
Силы анабаптистов пополнились за счет нидерландцев. Сюда приехали сторонники Яна Матиса — Бартел Букбиндер, Дирк Койнер, а 13.01.1534 г. Иоанн Лейденский и Херт Том Клостер. Началось массовое крещение анабаптистов, и к концу января 1534 г. в Мюнстере их стало 1400 человек. В январе дело чуть не дошло до вооруженного столкновения, но анабаптисты решили, что восстание еще не готово. В феврале город вновь стал ареной вооруженного конфликта. Из города стали выезжать богатые горожане и католики.
В феврале 1534 г. приехал Ян Матис. С конца февраля мюнстерцы стали распространять прокламации в Вестфалии, в Юлих-Клеве, в Северных Нидерландах, чтобы единоверцы распродавали свое имущество и двигались к Мюнстеру, приобретая оружие. 23.02. 1534 г. прошли выборы в магистрат, большинство мест принадлежало анабаптистам. Ян Матис предложил перебить всех инаковерующих, но его отговорил Иоанн Лейденский, предложив, чтобы они просто уехали, оставив имущество.
С 28.02. 1534 г. Франц фон Вальдек от патрульных действий перешел к блокаде города. История Мюнстерской коммуны начинается с конца февраля 1534 г. Единства среди них нет из-за блокады, голода, военного нажима извне, внутренних конфликтов. По данным в Мюнстере во время осады было 1500 мужчин, 8.000 женщин, 500 юношей и стариков, + дети, т.е. около 10.000 человек. Правда, многие исследователи утверждают, что здесь преобладали пришлые элементы — нидерландцы, голландцы, фризы, которые были более решительно настроены, чем коренные мюнстерцы, и это порождало между ними конфликты. Многие к анабаптизму примкнули из корыстных побуждений, чтобы сохранить имущество, многие в городе остались случайно.
Самым крупным и опасным для анабаптистов был мятеж 30.07.1534 г. под руководством кузнеца Генриха Молленхеке, во время которого были захвачены Иоанн Лейденский, Б. Книппердолинк, Хенрик Слахтсхан и др. Цель мятежников — ликвидировать все новшества, введенные анабаптистами, в частности полигамию, общность имущества, восстановить прежнюю политическую систему, администрацию, открыть ворота войскам епископа. Анабаптисты мобилизовались и под руководством Г. Тильбека частично перебили мятежников, частично взяли в плен. Активные участники мятежа (91 человек по Керссенброху, 50 — по показаниям Гресбека, очевидца событий) были казнены, остальные получили прощение.
Больше выступлений против власти анабаптистов не было, но зато участились случаи перебежки отдельных лиц в лагерь епископа из-за голода, часть понесла наказание за «пораженческие настроения». Так, была казнена одна из жен Иоанна Лейденского, которая силой была сделана его женой, но проявила неповиновение и хотела уйти от него, кроме того, она протестовала против тягот, которые несли осажденные. Ее поведение было расценено как проявление «пораженчества» и подрыв авторитета «царя нового Сиона» (А.Н. Чистозвонов). Кроме того, за сопротивление введению полигамии, непослушание и оскорбление своих мужей были казнены еще 2 женщины, а также одна женщина и один ландскнехт за прелюбодеяние.
Мероприятия анабаптистов. В городе был введен «Совет 12 апостолов», после смерти (25.07.1534 г.) Яна Матиса была установлена монархическая форма правления — Царь (Иоанн Лейденский) — 12 апостолов — 12 герцогов. Введена полигамия, общность имущества. Иоанн Лейденский (Ян Бокельзон) — внебрачный сын деревенского старосты и вестфальской крепостной, посетил Фландрию, Лиссабон, Любек, 4 года прожил в Англии, вернулся, женился на вдове моряка, открыл кабачок, играл в спектаклях, умело организовал оборону города, Мюнстер был взят не приступом, в результате измены, предательства перебежчиков, одним из которых был Гресбек.
Программа анабаптистов — была изложена в «Символе веры» («Апология», эдикте и «Правилах внутреннего распорядка в Мюнстере». Теология — 144.000 избранных должны собраться в Мюнстере, чтобы разойтись из него, покорить весь мир. В царстве божьем нет места социальному неравенству, все имущество должно быть общим, эксплуатация человека человеком исключалась, все имущество находилось в ведении диаконов, покупка, продажа, взимание рент, работа по найму за деньги и т.п. вещи упразднены. Иоанн Клорис на допросе показал, что анабаптисты добиваются введения полной общности имущества, в том числе и на землю, тем не менее, у них все трудятся, но без оплаты. Но практическое осуществление этих постулатов растянулось на несколько этапов и сопровождалось рядом отступлений от изложенных принципов. После установления власти анабаптистов общность имуществ стала вводиться постепенно, сначала конфисковали имущества беглецов, церквей, монастырей. Затем было проведено у всех жителей города изъятие денег и драгоценностей. Мера эта встретила сопротивления. Жители утаивали, проповедники читали проповеди о нестяжательстве. Жителям был дан двухмесячный срок для выполнения этого решения, после этого смертная казнь следовала, если добровольно не расстанутся с добром. Драгоценности и деньги были нужны для связей с внешним миром, так как в городе была введена специальная, не имевшая ценности и чисто символическая монета.
Затем сожгли всякого рода налоговые описи, рентали, закладные, долговые, приходно-расходные книги и записи. Лишь после этого в принудительном порядке движимое имущество, находившееся в личном пользовании, было объявлено общим. Специальные диаконы ездили по домам, брали на учет еду, одежду, утварь. Каждому оставляли минимум, излишки поступали в общественные склады и подлежали выдаче нуждающимся в пределах установленных норм. Ношение красивого и богатого платья, так же как и рваного и неопрятного — воспрещалось. Выдача еды рационирована, практиковались общие трапезы.
В то же время А.Н. Чистозвонов отмечает случаи отхождения от этих принципов: наследство передавалось от умершего отца к сыну, военная добыча делилась между участниками ее захвата, § 4 эдикта «12 апостолов» предписывал слугам повиноваться хозяевам, служить не за страх, а за совесть, для бога.
А.Н. Чистозвонов полагает, что можно верить показаниям Иоанна Лейденского и Книппердолинка после их пленения, что в конце концов если бы Мюнстер не был взят штурмом, они согласились бы оставить Францу фон Вальдеку светскую власть над его владением, при условии, что он оставил бы в неприкосновенности строй введенный анабаптистами. Были попытки (но не доказаны) заключить союз с Карлом V — отдать ему светскую прерогативу.
После осады Мюнстер пал (июнь 1535 г.), оставшиеся в живых деятели коммуны были казнены после пыток. Анабаптизм ушел в секты, по миру, преследовали их все.
- << Назад
- Вперёд