Но императорское предложение о выполнении решений Вормского эдикта (1521 г.) было донесено до собравшихся в Шпейере (26.06.1526 г.) Фердинандом — наместником Карла V в Германии. Сословия выбрали смешанный комитет, который должен был объяснить 7.08. императору положение дел в государстве и просить до созыва собора дать амнистию последователям Лютера и сословиям предоставить некоторую свободу в церковных делах. В 1526 г. на рейхстаге Шпейере было принято компромиссное решение — пусть каждый из членов империи самостоятельно определяет свою позицию в церковном вопросе. («Каждое из гос. сословий должно так жить, так управлять и так держать себя как надлежит ему в виду ответственности перед богом и его императорским величеством»). Этим решением воспользовались ландграф Гессенский Филипп и курфюрст Саксонский, в чьих владениях было проведено дальнейшее реформирование церковного устройства.
Весной 1529 г. в Шпейере был созван второй сейм. На сейме был численный перевес католических князей. Предложения императора — уничтожить постановления сейма 1526 г., возвратить епископам их права, а духовенству, отнятые земли и доходы, дальнейших нововведений не допускать. Фердинанд заявил, что по похвальному обыкновению меньшинство всегда присоединяется к большинству. Но в тот же день лютеране подписали Шпейерский протест, откуда и получили свое название протестантов. Они отвергали решения дел церкви большинством голосов, придерживались постановлений сейма 1526 г. и соглашались подчиниться только вселенскому или общегерманскому собору. 7 князей подписали этот протест, но провести его в рейхстаге не удалось.
В 1530 г. в июне был созван в г. Аугсбурге рейхстаг. Карл V потребовал от Филиппа Гессенского, Иоганна Саксонского, Георга Бранденбургского отказаться от лютеровской проповеди и принять участие в процессии Тела господня (рейхстаг совпал по времени с этим праздником). Князья отказались. 20.06.1530 г. начались переговоры. Император потребовал, чтобы протестанты изложили свои взгляды относительно религиозных споров на латыни и на немецких языках. Лютер и Меланхтон выработали «Исповедание», где излагались основы лютеранского толкования священного писания, особенно выделяя, все, сходное с католическим учением, причем взгляды Цвингли не принимались в расчет, князь, а не папа является главой церкви, устанавливалась обрядовая и внешняя сторона лютеранства — упразднялась пышность католического культа, почитание икон, мощей, вместо мессы литургия, вместо 7 таинств — 2 (крещение и причастие). 4 южно-германских имперских города — Страсбург, Линдау, Мемминген, Констанц отказались подписать это «Исповедание» и представили свое собственное. Католики составили свое опровержение. В ответ Меланхтон составил «Апологию». Карл V потребовал подчинения от протестантов. Решения рейхстага — протестанты должны отказаться от всех новшеств до заключения собора, на исполнения давался срок — до 15.04.1531 г. Назревал вооруженный конфликт.
Карл V задумал передать корону римского короля Фердинанду и сделать его соправителем. С этой целью он привлек на свою сторону 3 духовных князей, Бранденбург, Пфальц, Кельн. Курфюрст Саксонский был лишен права участвовать в выборах. Лютер — война возможна, и к концу декабря 1530 г. в гессен-тюрингенском городе Шмалькальдене был заключен военно-политический союз между Иоганном Саксонским, Филиппом Гессенским, князьями Брауншвейг-Люнебург, Ангальт, граф Мансфельд, представителями 24 городов. Окончательно этот союз был оформлен в апреле 1532 г. в Швейнфурте. Цель союза — поддержка друг друга в судебной палате, военная помощь друг другу, помешать избранию Фердинанда. В союз входили 8 князей и графов, 7 нижнегерманских и 7 верхнегерманских городов. Каждый член союза должен был выставить известное количество денег и ратников. Союзный совет взял на себя управление делами, предводителями во время войны были курфюрст Саксонский и ландграф Гессенский.
Но император не мог вести войну с князьями из-за своих турецких войн, и поэтому в 1532 г. в Нюрнберге пошел на уступки. По религиозному миру (23.07.1523 г., Нюрнберг) признавали немецких протестантов, прекращалось их преследование. Все нововведения оставались в силе, но до решения общего христианского собора или до рейхстага.
В 1538 г. как противовес Шмалькальденскому союзу Карл V создает в Нюрнберге Католическую лигу, целью которой была защита католической веры.
До 1544 (1545 г.) г. (мир в Крепи, Тридентский собор) возможностей у Карла V предпринимать активные военные действия против немецких протестантов не было. Он придерживался политики уступок им и за это получал военную помощь от них в борьбе с турками, французами.
К 40-м гг. XVI в. сменились лидеры Шмалькальденского союза. Место Иоганна Саксонского занял его сын Иоганн-Фридрих, который находился (из-за Магдебурга и Гальберштадта) в ссоре со своим кузеном Морицем Саксонским (1485 г. саксонский герцогский дом Веттинов был поделен между братьями Эрнестом и Альбрехтом — Эрнест — западная часть Саксонии (Виттенберг + курфюршество), Альбрехт — восточная часть Саксонии (Дрезден, позже Лейпциг)+ герцогство. Вражда — из-за территорий и титула, религиозные расхождения. Эрнестины — протестанты, альбертины — католики, позже сторонники умеренной реформации, к XVII в. восстановление католицизма), сыном Генриха Саксонского. Мориц — протестант (Мейсссенский Иуда), но с 1542 г. был вне Шмалькальденского союза. После того как был созван Тридентский собор и Мориц Саксонский перешел на сторону императора (за помощь военную императору Морицу было обещано курфюршество и часть владений Иоганна Фридриха I), Карл смог начать военные действия против Шмалькальденского союза.
В 1546 г. началась первая Шмалькальденская война. ТВД — Южная Германия. Успех пришел к императору, после того как Мориц занял Саксонское герцогство и стал официально курфюрстом, получив земли, принадлежавшие ранее его кузену. Богемские владения отошли к Фердинанду. Южные города, поддержавшие протестантов, заплатили контрибуцию императору. Наибольший военный успех выпал на долю Карла V в сражении у Мюльберга (у Дрездена) в 1547 г. (24.04) (использованы пистолеты, «пришел, увидел, бог победил»). К императору в плен попал Иоганн-Фридрих, позже и Филипп Гессенский оказался в руках у императора (за свое освобождение они должны были заплатить контрибуцию 150.000 гульденов).
В этих условиях был созван сейм в Аугсбурге, где 13.08.1548 г. был предложен Аугсбургский интерим (временное постановление), (26 статей) по которому восстанавливались права епископов и порядок католического богослужения, восстанавливались 7 таинств, культ святых, допускал брак священников, эразмианская трактовка вопроса об оправдании верой, причащение под обоими видами, отменялись посты, но все это было временно, до решения собора. Интерим не устраивал ни католиков, ни протестантов. Кроме этого были предложены и некоторые гос. реформы для упрочения императорской власти — предлагалось ввести особый налог для содержания постоянного войска, вместо сейма предлагалось учредить совет сословий, где дела бы решались большинством голосов. Последние предложения императора не прошли. Аугбургский интерим — период перехода к католицизму.
Поскольку интерим не удовлетворил никого, то шла подготовка к войне. Мориц Саксонский перешел на сторону протестантов (получив деньги от Франции, Франция заняла Лотарингию), потребовал освободить Иоганна-Фридриха из-под ареста. После того как войска шмалькальденского союза совершили марш-бросок в Тироль, Карл V в мае 1552 г. был вынужден спешно бежать из своей резиденции в Инсбруке.
16.07.1552 г. был подписан договор в Пассау (предложен Фердинандом) — войска распускались, освобождался Филипп Гессенский, через полгода должен был быть созван сейм для восстановления религиозного мира, до этого времени допускалось свобода вероисповедания. Всем осужденным была объявлена амнистия, пострадавшим возвращались их владения или они получали вознаграждения, т.е. решения Аугсбургского интерима отменялись. Император договор в Пассау не признал.
В 1553 г. Карл создает Меммингенский союз, куда вошли архиепископы Кельнский, Зальцбургский, кардинал Аугсбургский, епископ Айхштедский, г. Ульм и Аугсбург, пытался он сформировать в Юго-Западной Германии и Гейдельбергский союз (архиепископ Трирский, Майнцский, Пфальц, Юлих-Клеве, Вюртенбург).
В 1553 г. Мориц Саксонский погиб, в 1554 г. умер Иоганн-Фридрих. В 1554 г. (14.10.) был созван рейхстаг во Франкфурте, где был поднят вопрос об установлении единого порядка в Германии. Но безуспешно.
В феврале 1555 г. был созван сейм в Аугсбурге для установления религиозного мира, закрылся в сентябре 1555 г. 14. 09. 1555 г. Фердинанд на Аугсбургском рейхстаге объявил о соглашении с принципами «Аугсбургского вероисповедания». Признавалось равноправие католиков и лютеран, вне соглашения оставались цвинглиане, кальвинисты, анабаптисты. Князья получили официальное право определять религию свою подданных «Cuis region, eius religio». В результате этого в Германии в 1555 г. сложилось 2 группировки княжеств — католическая (наследственные земли Габсбургов, Бавария, Франкония, духовные княжества на Рейне, Северо-западная Германия, Эльзас) и протестантская (северо-германские княжества, герцогство Пруссия, Бранденбург, Саксония, Гессен, Брауншвейг, В. и Н. Пфальц, Вюртемберг).
Реформация в Германии была не только, и не столько движением за реформацию в узком понимании этого слова, сколько движением немецких князей против универсалистских тенденций Габсбургов (Ю.Е. Ивонин). Религиозное движение было знаменем национальной независимости, и территориального сепаратизма. Князья смогли объединиться только во времена крестьянской войны и после Аугсбургского интерима.
В декабре 1555 г. Карл V отрекся от престола — австрийские владения, Чехия, часть Венгрии с короной СРИ перешли к его брату Фердинанду I (1556-1564), Испания, Нидерланды, итальянские владения — к его сыну Филиппу II (1556-1598). Сам Карл V удалился в монастырь св. Юста и занялся с/х и размышлениями.
После крестьянской войны борьба политических сил привела к усилению и закрепощению германской раздробленности.