Реформация — (reformatio — преобразование) широкое религиозное и социально-политическое движение за коренное обновление церкви, развернувшееся в XVI в. в большинстве европейских стран. Расколов католическую церковь и порвав с ней, это движение положило начало новым религиозным течениям, церквам и сектам. Реформация вербовала своих сторонников во всех социальных слоях, и каждый из них истолковывал ее задачи в соответствии со своими интересами и чаяниями. Отсюда разнообразие понимания реформации — то узкое, ограниченное религиозно-церковными переменами, то доходящие до идей всеобщего переустройства существующих порядков. Значительный отпечаток на реформацию наложила специфика тех стран, где она развивалась. В Германии, позже в Нидерландах реформация стала знаменем массовой антифеодальной борьбы, в Англии, Дании, Швеции она была детищем церковной политики королей и проводилась сверху, во Франции, Венгрии, Польше за реформацию выступала дворянская оппозиция центральной власти, в Швейцарии ее поборниками были исключительно горожане. Всюду, где реформация утверждала новые религиозные порядки, проводилась секуляризация церковных земель, что вело к укреплению светской власти, дворянства, бюргерства. В целом реформация нанесла удар по римско-католической церкви как одному из устоев феодализма и сломала монополию католицизма в духовной жизни общества. Основные причины реформации были связаны с глубоким кризисом католической церкви и обострением целого комплекса общественных противоречий в эпоху начавшегося разложения феодального строя. Образование национальных государств, с сильной королевской властью, резко ограничило политическую роль папства.
С началом реформационного движения было связано выступление М. Лютера в октябре (31) 1517 г. с 95 тезисами против индульгенций. (М. Лютер родился в Эйслебене (Саксония), его отец был состоятельным владельцем медных плавилен и медных разработок. Поступил в Эрфуртский университет, познакомился с эрфуртским кружком гуманистов, сменил свою подпись Luder на Luther, потом поступил в августинский монастырь, где и сложилось его мировоззрение. В Виттенберге он получил степень доктора богословия).
Вступительные слова 95 тезисов Лютера показывают, какую роль преследовал Лютер этим публичным выступлением: «Во имя любви к истине и стремление выяснить ее нижеследующее было предложено на обсуждение в Виттенберге под председательством достопочтенного отца М. Лютера … «он просит, кто не может непосредственно вступить с ними в диспут.. сделать это письменно», т.е. речь идет о приглашении к диспуту богословов Виттенберга и теологов из других мест. Это было обычной практикой того времени. Другое дело, что это приглашение возымело столь далеко идущие последствия, о которых не подозревал и сам его инициатор.
Повод для дискуссии — продажа индульгенций. В Средней Германии в начале 1517 г. начал продавать индульгенции монах Тецель, которому покровительствовал Майнцский архиепископ. В Саксонии Тецель был принят сдержанно курфюрстом Фридрихом. Лютер не согласен с продажей индульгенций, он полагает, что индульгенции не способны принести человеку избавления от грехов и примирение грешника с богом все же можно достигнуть. «Ошибаются те проповедники индульгенций, которые говорят, что человек через папское отпущение избавляется и освобождается от всякого наказания (тезис 21); «Неправду проповедуют те, которые говорят, что как только монета зазвенит в ящике, душа вылетает из чистилища (тезис 27); «Те, которые полагают, что при помощи индульгенций получили спасение, будут навеки прокляты вместе со своими учителями» (тезис 32); «Нужно особенно остерегаться тех, которые говорят, что папское отпущение — это неоцененное сокровище, которым человек примиряется с богом» (тезис 33).
Лютер предлагает путь примирения согрешившего с богом: это путь внутреннего раскаяния и готовности отказаться от совершения греховных поступков в будущем. «Господь и учитель наш Иисус Христос, говоря, «покайтесь», хотел, чтобы вся жизнь верующих была покаянием» (тезис 1). «Это слово ни в коем случае нельзя понимать как таинство покаяния, т.е. как исповедь и отпущение грехов, совершаемое священником» (тезис 2). Истинное покаяние должно сопровождаться скорбью (тезис 40), ибо следовать Христу можно только через скорбь и смерть и только за это христиане получат утешение на небе» (тезис 94). «Всякий христианин, который искренне раскаивается и скорбит о грехах, получает прощение и без папских отпущений» (тезис 36). «Всякий христианин, который искренне раскаивается и скорбит о грехах, получает прощение Христа и церкви и без отпустительных грамот, но вследствие божьего дара» (тезис 37). «Папское отпущение и разрешение нельзя, однако, презирать, так как оно есть выражение прощения бога» (тезис 38) — это «реверанс в сторону папы» (Лукоянов В.В. С. 9.). «Нужно учить христиан, что папские отпущения полезны, пока на них не чрезмерно уповают» (тезис 49). «Осторожно нужно проповедовать индульгенции, чтобы народ не понял народ неверно, будто они предпочитаются всем добрым делам» (тезис 41).
Тезисы 42-47 — указывают, что индульгенции не могут заменить дел милосердия, что лучше и полезнее для души помочь бедному, напоить жаждущего, чем купить отпущение, что покупка индульгенции дело добровольное, а не принудительное. «Если папе было бы известно о злоупотреблениях продавцов индульгенций, то он бы предпочел сжечь собор св. Петра, чем строить его из кожи, мяса и костей своей паствы» (тезис 50). Тезисы 62-65 — «отпущение — это сети, которыми теперь вылавливаются богатства людей». «Да будет благословен тот, кто стремится смело выступить против речей и лжи проповедников отпущения» (тезис 72). «Итак, папа под полным прощением всех наказаний понимают не просто все их, но те, которые им самим наложены» (тезис 20). «Бог никому не прощает вины без того, чтобы он не смирился и не покаялся во всем священнику» (тезис 7).
У Лютера возникают мысли, противоречащие духу ортодоксального католицизма. Так, подвергается сомнению право папы на отпущение грехов, ибо это не подтверждается св. писанием (тезисы 5,6). Лютер считает, что папа не может отпускать грехи умерших людей, ибо они не могут уже внутренне раскаяться (тезисы 10, 11, 13), указывается и на то, что заслуги Христа и святых не нуждаются в содействии папы, чтоб дать прощение людям (тезисы 56,58). Лютер упрекает папу в том, что он отошел от чистоты первоначального христианства (тезис 8-13). (Лютеранство: генезис, эволюция, основные особенности протестантизма. Сост. Лукоянов В.В., Кушкин С.Н. Горький, 1989.).
Лютер расходится с папой — подчинение церкви светской власти, за князем признавались права, принадлежащие ранее папе. Выступление против этого порядка — нарушение основ общества. Догматы Лютера — спасение личной верой, священство всех верующих, только милость божья дарует спасение, исключительный авторитет священного писания (система «трех только»). «Человек оправдывается верой независимо от дел закона». Поэтому, спасение (обретение райской жизни) достигается через личную веру в искупительную смерть Христа. Отрицает учение о благодати, т.е. не индульгенция дает искупление, а вера или милость бога. При этом роль человеческой личности и воли близка к нуля. Царство небесное не зарабатывается, а даруется человеку богом, но человек лично ответственен за свое спасение перед богом. Спасение — в практической деятельности. Изменения в культе — нет пышности, отрицание множества праздников, таинства, безбрачие духовенства, монастыри. Католическое духовенство не может быть посредником между человеком и богом. Каждый имеет право на проповедь и совершение богослужения. «Все христиане поистине духовного звания, между ними нет никакой разницы, разве лишь по занятиям».
Церковь — добровольное объединение людей на основе единства религиозных взглядов, а не «мистическое тело Христа», обеспечивавшее спасение верующих. Лютер настаивал на резком сокращении численности духовенства и значительном сокращении расходов на церковь, что отвечало интересам бюргерства. Борьба бюргерства с феодализмом была направлена против пропагандируемого католической церковью церковного авторитаризма (низшее духовенство подчинено высшему, а верующие — духовенству). Это определило религиозный индивидуализм протестантизма, проявляющего в возможности индивидуального обращения к священному писанию.
Каждый получает право на свободу интерпретации библии. Лютер переводит библию на немецкий язык. Ранее Библия была недоступна для верующих, сам Лютер познакомился с текстом библии лишь будучи студентом, толковать ее смог лишь став доктором богословия. Но позже, во время крестьянской войны, увидев, что народ более радикально трактует его положения, стал считать, что лишь духовенство (подготовленное) способно наставлять людей в смирении перед богом.
95 тезисов Лютера, предназначенные для ученого спора, стали вскоре широко известны. По выражению Ф. Энгельса, они (тезисы) явились подобно удару молнии в бочку пороха. Лютер отказался явиться в Рим на допрос и суд, а попытки папского легата кардинала Каэтана добиться от духовных и светских властей ареста Лютера потерпели в обстановке роста общественного движения полную неудачу. На диспуте летом (4.07) 1519 г. в Лейпциге между Лютером и профессором богословия Экком Лютер в ответ на обвинении его в гуситской ереси, заявил, что в ереси Гуса имелись истинные христианские положения и что решения соборов (Констанцского) не обязательно выражают божественную волю. Это был открытый разрыв с католической церковью. 15.06.1520 г. папа Лев X издал буллу с угрозой отлучить Лютера от церкви. Папские посланцы распространили в Германии текст этой буллы и стали сжигать некоторые сочинения Лютера. В ответ на это Лютер 10.12. перед городскими воротами Виттенберга сжег книги некоторых схоластов, Экка и в пламя полетел один экземпляр этой буллы.
В 1521 г. в январе Лютер был отлучен от церкви, но в 1520-1521 гг. начался раскол реформационного движения. Папский представитель доложил об обстановке Германии тех лет: «9/10 Германии кричит «Лютер!», остальная 1/10 — по меньшей мере «Смерть римскому двору». Тогда же стали выявляться различные слои оппозиции — народные проповедники, рыцарство.
В 1522 г. Франц фон Зиккингем во главе отряда из 1500 рыцарей напал на владения Трирского архиепископа, надеясь захватить его земли и начать «войну против попов». Но его не поддержали, и он потерпел поражение. Результатом этого провала рыцарей, присоединиться к которым Лютер отказался, был уход оппозиционной их части из лагеря реформации, что положило начало распаду всего лагеря.
В 1521 г. Лютер столкнулся с императором Карлом V, который стремился превратить империю во всемирную католическую монархию Габсбургов. На Вормском рейхстаге 1521 г. Лютеру было предъявлено категорическое требование отречься от своего учения. Согласно легенде Лютер произнес: «На том стою и не могу иначе». Это снискало Лютеру поддержку некоторых участников рейхстага. Постоянным его покровителем был саксонский курфюрст Фридрих, который видел в реформации орудие против императорской политики. После рейхстага Лютеру была объявлена императорская опала, и его укрыл в Вартбурге близ Эйзенаха Фридрих Саксонский. С этого времени Лютер связан с княжескими интересами и выражает интересы умеренной (консервативной) части бюргерства.
Во время пребывания Лютера в Вартбурге реформационное движение в Саксонии оказалось под влиянием более радикальных деятелей профессоров Виттенбергского университета Андреаса Карлштадта и монаха бывшего Габриэля Цвиллинга и др., которые стали из церквей удалять алтари, иконы, священный елей. Исполнение католической обедни было объявлено идолопоклонством. Карлштадт и Цвиллинг требовали упразднения землевладения духовенства и его привилегированного положения вообще. Проповедуя активность в светских делах, Карлштадт говорил: «Никто не может быть уверен в спасении души, если он не зарабатывает свой хлеб трудом рук своих». Под влиянием проповедей Карлштадта молодые люди покидали школы и отправлялись на горные промыслы. Карлштадт, опираясь на священное писание, пытался обосновать «права народа», отрицал церковную организацию, в отдельных случаях высказывал сомнения в необходимости существования властей. Во время Крестьянской войны находился в восставшем Роттенбурге. Из-за своих связей с Мюнцером и симпатий к крестьянам, правда, их насильственные действия он открыто порицал. Он едва не подвергся репрессиям, но Лютер его спас. Карлштадт вел жизнь странствующего проповедника. Имел контакты с анабаптистами, но к ним не примкнул, так как был лютеранином радикального толка. В более радикальных кругах немецкого бюргерства было распространено в богатых южных и западных городах учение швейцарского реформатора Ульриха Цвингли, выступавшего против княжеского деспотизма и требовавшего республиканского устройства и политической автономии для религиозных общин.
Настоящим показателем раскола реформации было появление народного направления, стремившегося к социальному перевороту. Выразителем этого направления был Томас Мюнцер (1489 г. Штольберг, Южный Гарц, отец — мастер монетного дела, учился в университетах Лейпцига и Франкфурта-на-Одере, бакалавр богословия). Вначале был сторонником Лютера, но в 1520 г. в борьбе с францисканцами в г. Цвиккау стало ясно, что он занимает более радикальные позиции, чем Лютер. В Цвиккау к нему примкнули анабаптисты и перешли на его позиции (или наоборот). В понимании Мюнцера главные задачи реформации заключались не в установлении новой церковной догматики или новой формы религиозности, а в провозглашении близкого социально-политического переворота, который должен быть произведен массой крестьян и городской бедноты. «Земная жизнь должна быть возвышена до небес». Вера приходит по наитию, учил Мюнцер. У Мюнцера была оригинальная концепция, где отразились влияния Иоахима Флорского, немецких мистиков XIV в., Таулера, гуситов и религиозных сектантов того времени. У Мюнцера нет представления о боге как о стоящей над миром индивидуальности. Для него бог неотделим от самого мира, это мира «в целом», сама идея «общего», т.е. все, что есть в мире. «Вся власть должна быть отдана простому народу».