Конспект по философии для МЭФИ
- Конспект по философии для МЭФИ
- 2. Античная и средневековая философия
- 3. Философия эпохи Возрождения и Нового времени
- 4. Немецкая классическая философия
- 5. Отечественная философская мысль как составная часть историко-философского процесса
- 6. Западная философия ХХ в.
- 7. Философские проблемы бытия
- 8. Проблемы сознания, его структура и функции
- 9. Философские идеи развития мира. Диалектика и ее альтернативы
- 10. Познание как предмет философского анализа
- 11. Система методов научного познания
- 12. Проблемы истины и ее доказательства в познании
- 13. Предмет социальной философии
- 14. Природа и общество
- 15. Современные социально-философские концепции общественного развития
- 16. Духовная жизнь общества. Общественное сознание: сущность, структура и функции
- 17. Природа человека и смысл его существования
- 18. Личность. Проблемы свободы и ответственности
- 19. Философия науки и техники
10. Познание как предмет философского анализа
Одним из важнейших положений гносеологии является то, что познание есть сложный, противоречивый процесс. Сложность в том, что познание — это многостадийный, многоаспектный, детерминированный различными причинами и условиями, разворачивающийся в пространстве и во времени акт.
Противоречивость познания проявляется уже в том, что оно переводит материальное в свою противоположность — идеальное. В процессе отражения физическое (внешний мир, его действительные свойства и отношения) преобразуется в физиологическое (работа нервной системы, мозга) и, наконец, в психическое — в факт сознания, мысленные образы вещей, событий, процессов. Противоречивость познания проявляется также в специфике его форм, в характере связей этих форм между собой.
Цель познания — знания. Они нужны для: ориентации человека в окружающем мире; объяснения и предвидения событий; планирования и реализации деятельности. Знание — средство преобразования действительности и это система. Знание возникает в процессе познания, а он состоит из форм, этапов, уровней. В теории познания выделяют, как правило, чувственное и рациональное познание, а также рассматривают интуицию как особый момент связи чувственного и рационального.
Характеристику процесса познания следует начать с чувственной ступени, потому что она:
- исторически начальная ступень;
- начальная в том смысле, что без чувственности первоначального контакта с миром не возникает.
В теории познания выделяют, как правило, чувственное и рациональное познание, а также рассматривают интуицию как особый момент связи чувственного и рационального. Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Рациональное познание — более сложный, присущий человеку способ отражения действительности посредством мышления. Интуиция — (пристально смотрю) определяется как способность постижения истины путем ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств.
Так же существует научное, обыденное и художественное познание; познание природы и познание общества.
Если обыденное познание отражает только те объекты, которые в принципе могут быть преобразованы в способах и видах практической деятельности, то наука способна изучать и такие фрагменты реальности, которые могут стать предметом освоения в практике далекого будущего.
Философия, анализируя научное познание, ищет ответы на следующие вопросы: Что такое научное знание и как оно устроено? Каковы принципы его организации и функционирования? Что представляет собой наука как производство знаний, каковы закономерности формирования и развития научных дисциплин, чем они отличаются друг от друга и как функционируют?
Художественное познание — это познание объективной и субъективной реальности человеком (не художником), обладающим врожденной способностью к образному видению мира и воспринимающему мир в «прекрасной оболочке», как субъективно-выразительно окрашенный
Субъект познания — это личность, социальная группа, общество в целом. В процессе познания происходит объективизация субъекта — т.е. гносеологические действия субъекта, направленные на получение знаний, адекватно воспроизводящих объективную реальность и выражающихся, прежде всего в языке.
Первичным объектом познания всегда выступает определенная часть, фрагмент материального мира. Однако поскольку в процессе отражения первичных объектов формируется сознание, возникают его образы, постольку возникают вторичные объекты познания (и соответственно вторичный источник знаний). Таковыми и выступают сознание и его образы, а шире — все духовные процессы, духовный мир людей. Наконец, можно говорить и о третичных объектах познания — объектах, которые специально создает и изучает человек в процессе научно-теоретической деятельности.
Основные формы чувственного познания: ощущения, восприятия, представления. Ощущения отражают отдельные свойства и стороны объекта (цвет, запах и т.д.) и сами по себе не дают цельной картины объекта познания. Восприятия — синтез ощущений, при котором формируется целостный образ предмета в единстве его сторон и свойств. Наглядное воспроизведение прошлых восприятий с помощью памяти и воображения рождает такую форму образа, как представление.
К основным формам рационального познания можно отнести: понятия, суждения, умозаключения, законы, гипотезы, теории.
Понятие – логический образ, воспроизводящий существенные свойства и отношения вещей. Суждение — это мысль, связывающая несколько понятий и благодаря этому отражающая отношения между различными вещами и их свойствами. С помощью суждений строятся определения науки, все ее утверждения и отрицания. Умозаключение представляет собой вывод из нескольких взаимосвязанных суждений нового суждения, нового утверждения или отрицания, нового определения науки.