Конспект по философии для МЭФИ
- Конспект по философии для МЭФИ
- 2. Античная и средневековая философия
- 3. Философия эпохи Возрождения и Нового времени
- 4. Немецкая классическая философия
- 5. Отечественная философская мысль как составная часть историко-философского процесса
- 6. Западная философия ХХ в.
- 7. Философские проблемы бытия
- 8. Проблемы сознания, его структура и функции
- 9. Философские идеи развития мира. Диалектика и ее альтернативы
- 10. Познание как предмет философского анализа
- 11. Система методов научного познания
- 12. Проблемы истины и ее доказательства в познании
- 13. Предмет социальной философии
- 14. Природа и общество
- 15. Современные социально-философские концепции общественного развития
- 16. Духовная жизнь общества. Общественное сознание: сущность, структура и функции
- 17. Природа человека и смысл его существования
- 18. Личность. Проблемы свободы и ответственности
- 19. Философия науки и техники
9. Философские идеи развития мира. Диалектика и ее альтернативы
Историческими типами мировоззрения являются мифологическое, религиозное и философское.
Мифологическому мировоззрению присуще неотчетливое разделение субъекта и объекта, неспособность человека выделить себя из окружающей среды. В процессе познания неизвестное постигается через известное; известно же человеку его собственное бытие и бытие рода, из которого он первоначально себя не выделяет. В мифологическом сознании человек, социум и природа представляют собой единое и неразрывное целое, связанное тысячью невидимых нитей взаимодействия и взаимопонимания. Это одушевление мифа выражается в первобытных формах религии- фетишизме, тотемизме, анимизме, первобытной магии. Эволюция представлений о таинственных духовных силах, лежащих в основе явлений природы, принимает классическую форму религии. Религия с самого начала есть специфическая форма, специфический человеческий способ обживания и осознания мира, это форма мировоззрения.
Для религии мир имеет разумный смысл и цель. Духовным началом мира, его центром, специфической точкой отсчета среди относительности и текучести мирового многообразия является Бог. Бог придает целостность и единство всему миру. Он направляет ход мировой истории и устанавливает нравственную санкцию человеческих поступков. И, наконец, в лице Бога мир имеет «высшую инстанцию», источник силы и помощи, дающий человеку возможность быть услышанным и понятым. Проблема Бога, в переводе ее на язык философии, — есть проблема существования абсолюта, надмирового разумного начала, актуально-бесконечного во времени и пространстве. В религии это начало на абстрактно-безличностное, а личностное, выраженное в Боге.
Философское мировоззрение формируется философией как системой знаний об общем. Философия формирует у человека не мироощущение, не мировосприятие и не миропредставление, а миропонимание, которое основывается не только на чувствах, образах и здравом смысле, но, прежде всего на рационально-теоретическом знании. В этом смысле можно утверждать, что философское мировоззрение есть теоретическое мировоззрение.
Философия — «субстанциональная» система знаний. Это означает, что она объясняет мир и человека не только генетически, т.е. через происхождение, через определение того, что есть причина и следствие (или кто кого породил, что принципиально важно для мифологии и религии), но и через субстанцию — единое начало, первоначало, первооснову. Философия — это «процессуальное» знание, знание-процесс, постоянно меняющееся, уточняющееся, рождающееся в столкновении различных точек зрения. Философские знания основываются на сомнении, критическом отношении к очевидным и устоявшимся знаниям, событиям, фактам, на переосмыслении предыдущих знаний. «Познай самого себя» и т.д.
В современном понимании диалектика — философская теория развития природы, общества, мышления и основанный на этой теории метод познания и преобразования мира.
Познание исследуется со времен греческой философии, оно изучается с точки зрения (объективного) источника, или происхождения (субъективной), способности, т. е. возможностей к познанию, с точки зрения цели, характерных черт и силы, а также с точки зрения границ и препятствий (апории и антиномии). Это исследование познания составляет предмет учения о познании, которое только с Канта определилось в качестве особой области философии, получив название «теория познания», и которое в XIX в., а также в начале XX в. порой заглушало почти все прочие направления философии.
Диалектическая концепция основывается на 3-х следующих гносеологических выводах. 1. Вещи существуют независимо от нашего сознания, от наших ощущений, вне нас. 2. Решительно никакой принципиальной разницы, непроходимой грани между явлениями и «вещью в себе» нет и быть не может. Различие же есть просто между тем, что уже познано и тем, что еще не познано. 3. В теории познания, как и в других областях, следует рассуждать диалектически, т.е. не предполагать готовым и неизменным наше познание, а разобраться, каким образом в процессе познания появляются знания, каким образом неполное и неточное знание становится более полным и точным.
Главная задача, которую предстояло решить создателям материалистической диалектики, — это показать, откуда у материи появляется неисчерпаемая энергия вечного самодвижения, как развитие материи приводит к возникновению и развитию духа. Созданная К. Марксом и Ф. Энгельсом философская теория развития была нацелена главным образом на решение данной задачи.
Теория материалистической диалектики имеет два взаимодополняющих уровня объяснения развития:
1) идейный уровень;
2) собственно теоретический уровень.