Конспект по философии для МЭФИ
- Конспект по философии для МЭФИ
- 2. Античная и средневековая философия
- 3. Философия эпохи Возрождения и Нового времени
- 4. Немецкая классическая философия
- 5. Отечественная философская мысль как составная часть историко-философского процесса
- 6. Западная философия ХХ в.
- 7. Философские проблемы бытия
- 8. Проблемы сознания, его структура и функции
- 9. Философские идеи развития мира. Диалектика и ее альтернативы
- 10. Познание как предмет философского анализа
- 11. Система методов научного познания
- 12. Проблемы истины и ее доказательства в познании
- 13. Предмет социальной философии
- 14. Природа и общество
- 15. Современные социально-философские концепции общественного развития
- 16. Духовная жизнь общества. Общественное сознание: сущность, структура и функции
- 17. Природа человека и смысл его существования
- 18. Личность. Проблемы свободы и ответственности
- 19. Философия науки и техники
15. Современные социально-философские концепции общественного развития
К. Маркс выдвинув идею о 5 последовательно сменяющихся общественно-экономических формациях: первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и будущая коммунистическая. В основу этой классификации были положены различия в способе производства. Первобытная формация основана на коллективной общинной собственности и кровно-родственных отношениях. Следующие три формации базируются на частной собственности на средства производства, отношения в них носят антагонистический характер.
Для Маркса общественные формации — не просто социальные системы различного масштаба и сложности. Подобно контовским «трем стадиям», это — следующие друг за другом периоды всемирной истории, этапы, «ступени» общественного прогресса, ведущие от «предыстории» к «подлинной» истории человечества, т. е. к земному раю. Такое истолкование социальных систем вытекало из его веры в прогресс и представления о социальной эволюции как процессе, в котором все общества неизбежно проходят одни и те же фазы, и все человечество в общем движется в одном направлении.
Шпенглер считается классиком цивилизационного подхода к истории, т.е. такого ее рассмотрения, когда историческими субъектами выступают не отдельные народы и государства, а их обширные многовековые конгломераты, объединенные общей, прежде всего духовной культурой.
Шпенглеру принадлежит и наиболее распространенная трактовка различий между понятиями «культура» и «цивилизация», подробно развитая им в книге «Закат Европы». В этой книге он рассматривает историю как чередование культур, каждая из которых представляется им в виде некоего «организма», спаянного внутренним единством и обособленного от других, подобных ему «организмов».
Известный русский публицист, социолог и общественный деятель Николай Яковлевич Данилевский в книге «Россия и Европа» (1869) разработал концепцию обособленных, локальных «культурно-исторических типов», или цивилизаций, последовательно проходящих в своем развитии стадии рождения, расцвета, упадка и гибели.
Данилевский выделяет 10 культурно-исторических типов (в хронологическом порядке), целиком или частично исчерпавших возможности своего развития: египетская культура; китайская культура; ассирийско-вавилоно-финикийская, халдейская, или древне-семическая культура; индийская культура; иранская культура; еврейская культура; греческая культура; римская культура; аравийская культура; германо-романская, или европейская культура.
Тойнби полагал, что история человечества складывается из смены цивилизаций, имеющих свои замкнутые циклы развития.