Конспект по философии для МЭФИ
- Конспект по философии для МЭФИ
- 2. Античная и средневековая философия
- 3. Философия эпохи Возрождения и Нового времени
- 4. Немецкая классическая философия
- 5. Отечественная философская мысль как составная часть историко-философского процесса
- 6. Западная философия ХХ в.
- 7. Философские проблемы бытия
- 8. Проблемы сознания, его структура и функции
- 9. Философские идеи развития мира. Диалектика и ее альтернативы
- 10. Познание как предмет философского анализа
- 11. Система методов научного познания
- 12. Проблемы истины и ее доказательства в познании
- 13. Предмет социальной философии
- 14. Природа и общество
- 15. Современные социально-философские концепции общественного развития
- 16. Духовная жизнь общества. Общественное сознание: сущность, структура и функции
- 17. Природа человека и смысл его существования
- 18. Личность. Проблемы свободы и ответственности
- 19. Философия науки и техники
3. Философия эпохи Возрождения и Нового времени
Вся культура Возрождения, ее философия наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждается новый критерий оценки общественных отношений — человеческий. На первом этапе гуманизм эпохи Возрождения выступил как светское свободомыслие, противостоящее средневековой схоластике и духовному господству церкви. Далее, гуманизм эпохи Возрождения утверждается через ценностно-моральный акцент философии и литературы.
Представители: Лоренцо Валла, Мишель Монтень, Николо Макиавелли.
На основе крупнейших открытий и технического прогресса в эпоху Возрождения развивается своеобразная натурфилософия (философия природы). Именно она оказала определяющее влияние на развитие философии и естествознания Нового времени.
Натурфилософия зачастую носила пантеистический характер, т.е., прямо не отрицая существования Бога, она отождествляла его с природой.
Подобную натурфилософию развивали Бернардино Телезио, Николай Кузанский, Парацельс.
Макиавелли — представитель такого философского направления, как антропоцентризм.
Философия истории дополняется у Макиавелли философией человека, формированием новых методов и принципов исследования основ управления государством. В своей работе «Государь» Макиавелли высказал новые идеи о государстве и политике, широко опираясь на труды античных историков, философов и современный ему политический опыт.
Государство имеет в качестве материала человека, а обычный человек имеет ряд качеств, на которые должен опираться здравомыслящий управленец. Эти качества, к сожалению, негативные: жадность, мстительность, изменчивость и т.д. Суть макиавеллизма — для достижения политических целей считал допустимыми любые средства
Европейская философия Нового времени охватывает XVII-XIX века. Это время беспощадной критики метафизических догм, религиозных суеверий и морально-нравственных предрассудков, веры в изменение негуманного характера отношений между людьми и избавления от политической тирании. Это время научной революции, начало которой было положено открытиями Н. Коперника, И. Кеплера Г. Галилея, а завершение выпало И. Ньютону. Это время превращения в самостоятельные научные отрасли физики, химии, биологии, математики, механики, других поисково-исследовательских практик. Возникла философия науки, в центре которой — теория познания, законы мышления, действующие во всех науках.
Основу адекватной методологической ориентации новоевропейская философия ищет или в чувственном опыте, эмпирическом индуктивном знании (Бэкон, Гоббс, Локк), или в интеллекте, дающем логическое дедуктивно-математическое знание (Декарт, Лейбниц, Спиноза).
Декарт — основоположник новоевропейского рационализма. Основные положения следующие: 1) Истинное знание может быть получено только из ума. 2) Ум есть духовная сущность, которая действует независимо от тела (дуализм Декарта). 3) Ум осуществляет познание только благодаря тому, что прежде осознает сам себя (самосознание).
Бэкон теоретически обосновал идеал исторически нового типа знания — экспериментально-индуктивного естествознания, задача которого дать знание, приносящее пользу людям, подчиняющее природу человеку. Исследуя проблему, как возможна такая наука, Бэкон разработал оригинальную теорию познания, в которой впервые в истории западноевропейской философии использовал понятие объекта («вещь сама по себе») и субъекта («ум сам по себе»). Наконец, Бэкон буквально изобрел совершенно новое понятие опыта, в силу чего стал основоположником не только новоевропейского эмпиризма, но и всей новой философии.
Отвергая точку зрения о врожденных идеях, Локк полагал, что все наши знания мы черпаем из опыта, ощущений. Люди не рождаются с готовыми идеями. Голова новорожденного — чистая доска (tabula rasa), на которой жизнь рисует свои узоры — знание. Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущении, — основной тезис Локка. Ощущения получаются в результате действия внешних вещей на наши органы чувств. В этом состоит внешний опыт. Внутренний же опыт (рефлексия) есть наблюдение ума за своей деятельностью и способами ее проявления.
Оригинальным и интересным является учение Гоббса об обществе, где важное место занимает понимание философии, которое он излагает в первой главе своих «Основ».