Конспект лекция по Финансам. Часть 2
- Конспект лекция по Финансам. Часть 2
- Тема 5. БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО
- 5.2. Бюджетное устройство и бюджетная система
- 5.3. Бюджетный процесс
- 5.4. Доходы и расходы бюджетов
- 5.5. Бюджетный дефицит, пути его сокращения
- Тема 6. ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФОНДЫ ЦЕЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ
- 6.2. Общегосударственные фонды целевого назначения в Украине
- Тема 7. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
- 7.2. Формы государственного кредита. Классификация займов
- 7.3. Управление государственным долгом
- Тема 8. РЕГИОНАЛЬНЫЕ (МЕСТНЫЕ) ФИНАНСЫ
- 8.2. Региональные (местные) бюджеты, их основные доходы и расходы
- 8.3. Внебюджетные фонды органов местного самоуправления
- Тема 9. СТРАХОВАНИЕ И СТРАХОВОЙ РЫНОК
- 9.2. Страховой фонд: формы и методы его образования и использования
- 9.3. Классификация страхования
- 9.4. Организация страхового дела
- Тема 10. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК
- 10.2. Структура финансового рынка
- 10.3. Условия создания и перспективы развития финансового рынка
- Тема 11. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСЫ
- 11.2. Международные расчеты и валютное регулирование
- 11.3. Финансы международных организаций и финансовые международные институты
Тема 7. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
7.1. Экономическая сущность государственного кредита
Государство для финансирования своих нужд может мобилизировать финансовые ресурсы в форме государственного кредита. В этом случае оно является заемщиком, а население и предпринимательские структуры, то есть физические и юридические лица, — кредиторами. Государственный кредит имеет срок возврата и цену в форме процента. Государственный кредит бывает внутренним и внешним. В сфере международных экономических отношений государство выступает в роли как кредитора, так и заемщика.
Государственный кредит — это совокупность экономических отношений, возникающих между государством как заемщиком (или займодателем) денежных средств и физическими (юридическими) лицами, иностранными правительствами в процессе формирования и использования общегосударственного фонда денежных ресурсов.
Государственный кредит отличается от банковского. Он, как правило, используется для покрытия дефицита государственного бюджета. Источником его возврата и уплаты процентов являются доходы бюджета, а не прибыль от выгодно размещенного кредита.
По своей экономической сущности государственный кредит — это форма вторичного перераспределения валового внутреннего продукта. Его источником являются свободные средства населения, предприятий и организаций. Использование государственного кредита является полностью оправданной формой мобилизации средств в распоряжение государства. Его использование при покрытии дефицита бюджета обусловлена тем, что это имеет значительно меньшие негативные последствия для финансового положения государства, чем покрытие дефицита с помощью денежной эмиссии.
Существование государственного кредита приводит к появлению государственного долга. Сумма его состоит из сумм всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства (как внутренних, так и внешних), включая выданные гарантии по кредитам, которые предоставляются иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным предприятиям.
Государственный долг имеет экономически обоснованные границы. Величина долга характеризует состояние экономики и финансов государства, эффективность функционирования его правительственных структур. Поскольку источником покрытия государственного долга являются доходы бюджета, то есть налоги, можно утверждать, что величина долга — это взятые авансом у населения налоги.
В большинстве стран мира величина государственного долга регулируется законодательно. Государственный внутренний долг гарантируется всем имуществом, которое находится в общегосударственной собственности. Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг представляет всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Текущий государственный долг составляет расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.
Государственный внутренний долг Украины состоит из задолженности прошлых лет и задолженности, которая возникает по текущим долговым обязательствам Правительства Украины.
К долговым обязательствам Правительства Украины относятся выпущенные им ценные бумаги, другие обязательства в денежной форме, гарантированные Правительством Украины, а также полученные им кредиты.
В состав долговых обязательств Правительства Украины входят также часть долговых обязательств Правительства бывшего Союза ССР, принятая на себя Украиной.
Долговые обязательства Правительства Украины могут быть срочные (до 1 года), средне- (1-5 лет) и долгосрочные (5 и больше лет).
Долговые обязательства Правительства Украины выступают в виде облигаций внутреннего государственного займа и обязательств государственного казначейства Украины.
В отдельных случаях могут быть применены и другие формы правительственных долговых обязательств. Характер и условия таких обязательств в каждом конкретном случае определяет Правительство Украины по согласованию с Национальным банком Украины.