Конспект лекция по Финансам. Часть 2
- Конспект лекция по Финансам. Часть 2
- Тема 5. БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО
- 5.2. Бюджетное устройство и бюджетная система
- 5.3. Бюджетный процесс
- 5.4. Доходы и расходы бюджетов
- 5.5. Бюджетный дефицит, пути его сокращения
- Тема 6. ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФОНДЫ ЦЕЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ
- 6.2. Общегосударственные фонды целевого назначения в Украине
- Тема 7. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
- 7.2. Формы государственного кредита. Классификация займов
- 7.3. Управление государственным долгом
- Тема 8. РЕГИОНАЛЬНЫЕ (МЕСТНЫЕ) ФИНАНСЫ
- 8.2. Региональные (местные) бюджеты, их основные доходы и расходы
- 8.3. Внебюджетные фонды органов местного самоуправления
- Тема 9. СТРАХОВАНИЕ И СТРАХОВОЙ РЫНОК
- 9.2. Страховой фонд: формы и методы его образования и использования
- 9.3. Классификация страхования
- 9.4. Организация страхового дела
- Тема 10. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК
- 10.2. Структура финансового рынка
- 10.3. Условия создания и перспективы развития финансового рынка
- Тема 11. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСЫ
- 11.2. Международные расчеты и валютное регулирование
- 11.3. Финансы международных организаций и финансовые международные институты
5.2. Бюджетное устройство и бюджетная система
Бюджетное устройство — это организация и принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь между отдельными звеньями. Бюджетное устройство основано на экономических отношениях и юридических нормах, определяющих компетенцию центральных и местных органов власти по осуществлению бюджетного процесса, по взаимоотношениям между различными видами бюджетов и т.п.
Бюджетное устройство находится в непосредственной зависимости от государственного устройства (федеративное или унитарное государство). В унитарных государствах (Япония, Италия, Франция, Англия, Украина, Польша), как правило, имеются два уровня бюджетов: государственный и местные. В федеративных государствах (Россия, США, Германия, Канада и др.) — три звена: федеративный бюджет, членов федерации (штатов, кантонов, республик) и местные бюджеты. Разнообразием отмечается и система местных бюджетов, отвечающая административно-территориальному делению соответствующей страны.
Главное место в бюджетном устройстве занимает бюджетная система, представляющая собой основанную на экономических отношениях и правовых нормах совокупность бюджетов отдельных административно-территориальных образований каждого государства.
Правовые основы бюджетной системы Украины устанавливают Конституция Украины и изданный на ее основе Закон «О бюджетной системе Украины», другие законодательные акты. Экономической основой бюджетной системы Украины выступает народнохозяйственный комплекс.
Составными элементами бюджетной системы являются ее структура, принципы построения и организация функционирования. Структура бюджетной системы является бюджетным устройством, которое в свою очередь, основывается на административно-государственном устройстве Украины. Бюджетная система Украины состоит из государственного бюджета Украины, республиканского бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов. Совокупность всех бюджетов, которые входят в состав бюджетной системы Украины, является сводным бюджетом Украины. Он используется для анализа и определения основ государственного регулирования экономического и социального развития Украины. Бюджет Республики Крым объединяет республиканский бюджет и бюджеты районов и городов республиканского подчинения Автономной Республики Крым. К местным бюджетам относятся областные, городские, районные, районные в городах, поселковые и сельские бюджеты. Бюджет области включает областной бюджет, бюджеты районов и городов областного подчинения. Бюджет района включает в себя районный бюджет, бюджеты городов районного подчинения, поселковые и сельские бюджеты. Последние создаются в соответствии с решениями районных, городских Советов народных депутатов при наличии необходимой финансовой базы. Районные и городские Советы определяют доходы соответствующих поселковых и сельских бюджетов. Бюджет города, имеющего разделение по районам, объединяет городской бюджет и бюджеты районов, которые входят в его состав.
Бюджетное устройство основывается на принципах единства, полноты, достоверности, гласности, наглядности и самостоятельности всех бюджетов, которые входят в бюджетную систему Украины.
Ведущее место в бюджетной системе Украины принадлежит государственному бюджету. Из него финансируются расходы на осуществление государственных мероприятий в области хозяйственного и культурного строительства, на оборону, содержание органов государственной власти и государственного управления.
Через госбюджет осуществляется перераспределение части финансовых ресурсов между Автономной Республикой Крым, областями и городами республиканского подчинения. Республиканский (Республики Крым), областные, районные, городские, сельские бюджеты обеспечивают финансирование хозяйственного и культурного строительства, осуществляемого органами местного самоуправления.
Размежевание доходов и расходов между бюджетами является важным элементом бюджетного устройства. Распределение доходов может осуществляться двумя методами. Первый — закрепление доходов за каждым бюджетом в полной сумме или по твердо фиксированным нормативам в условиях автономности каждого бюджета. Второй метод заключается в установлении системы бюджетного регулирования в условиях единства бюджета, т.е. в осуществлении отчислений в бюджеты низших уровней, исходя из их потребностей. При этом все доходы подразделяются на закрепленные и регулирующие.
Размежевание расходов основывается на назначении того или иного бюджета: из центрального бюджета финансируются расходы общегосударственного характера, из соответствующих местных бюджетов — расходы регионального значения.
При этом может применяться два подхода: распределение по территориальному признаку (по месту нахождения объекта финансирования); распределение исходя из ведомственного подчинения (финансирование осуществляется из бюджета того уровня, к которому относится орган управления, в подчинении которого находится данный объект финансирования).
Организация взаимоотношений между бюджетами предусматривает выделение их направлений, видов и форм.
По направлениям взаимоотношения между бюджетами подразделяются на вертикальные — между бюджетами различных уровней, и горизонтальные — между бюджетами одного уровня (в Украине только вертикальные).
Виды взаимоотношений: регламентированные законодательными и инструктивными документами; договорные — на основании соглашения между соответствующими органами власти или управления.
Формы взаимоотношений: субсидирование, изъятие средств, взаимные расчеты, бюджетные кредиты. Субсидирование — это выделение средств из бюджетов высшего уровня бюджетам низшего уровня. Виды субсидирования: субсидии, субвенции, дотации.
Изъятие средств — передача средств из бюджетов низшего уровня в бюджеты высшего уровня.
Взаимные расчеты — передача средств из одного бюджета в другой в связи с перераспределением между ними доходов или расходов после утверждения бюджета.
Бюджетные кредиты — временная передача средств из одного бюджета в другой в связи возникновением временного кассового разрыва — несоответствия во времени финансирования расходов и поступления доходов.