Конспект лекция по Финансам. Часть 2
- Конспект лекция по Финансам. Часть 2
- Тема 5. БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО
- 5.2. Бюджетное устройство и бюджетная система
- 5.3. Бюджетный процесс
- 5.4. Доходы и расходы бюджетов
- 5.5. Бюджетный дефицит, пути его сокращения
- Тема 6. ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФОНДЫ ЦЕЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ
- 6.2. Общегосударственные фонды целевого назначения в Украине
- Тема 7. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
- 7.2. Формы государственного кредита. Классификация займов
- 7.3. Управление государственным долгом
- Тема 8. РЕГИОНАЛЬНЫЕ (МЕСТНЫЕ) ФИНАНСЫ
- 8.2. Региональные (местные) бюджеты, их основные доходы и расходы
- 8.3. Внебюджетные фонды органов местного самоуправления
- Тема 9. СТРАХОВАНИЕ И СТРАХОВОЙ РЫНОК
- 9.2. Страховой фонд: формы и методы его образования и использования
- 9.3. Классификация страхования
- 9.4. Организация страхового дела
- Тема 10. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК
- 10.2. Структура финансового рынка
- 10.3. Условия создания и перспективы развития финансового рынка
- Тема 11. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСЫ
- 11.2. Международные расчеты и валютное регулирование
- 11.3. Финансы международных организаций и финансовые международные институты
5.1. Социально-экономическая сущность государственного бюджета
Государственный бюджет — ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти), и во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Бюджетные отношения характеризуются большим многообразием, поскольку опосредуют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (государственный, республиканский, местный).
Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем, что в руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля национального ВВП, необходимая для удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия общих издержек государственного управления.
В процессе функционирования бюджетные отношения получают соответствующее им материально-вещественное воплощение; они материализуются (овеществляются) в бюджетном фонде страны, имеющем сложную организационную структуру. Конкретная величина бюджетного фонда, отражающая степень централизации финансовых ресурсов в руках государства, зависит от ряда факторов: уровня развития экономики; методов хозяйствования на предприятиях, в организациях, учреждениях; решаемых обществом экономических и социальных задач и т.п.
Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет — это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично — и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.
Будучи экономической формой существования реальных, объективно обусловленных распределительных отношений, выполняя специфическое общественного назначение — по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории. Эта категория, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом; но одновременно имеет особенности, отличающие ее от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу особенностей относятся следующие:
– государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанных с обособлением части ВВП в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований;
– с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже — национального богатства между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;
– пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;
– область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.
Государственный бюджет с позиций экономической сущности может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории, а с позиций законодательного установления финансовой базы государства — как его финансовый план.
Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную (перераспределительную) и контрольную функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.