Культурология (лекция 2.1)

ЯЗЫКИ КУЛЬТУРЫ

Культура всегда есть связь между людьми, группами, сообществами, объединениями, все, что в ней создается, должно быть передано от одного субъекта культуры к дру­гому. Поэтому культура изначально коммуникативна; она внутренне (имманетнтно) семиотична, т.е. всегда выступа­ет как совокупность знаков, выражающих определенное содержание, передающих некоторый смысл. Субъекту культуры (единичноему или совокупному) всегда необхо­дим партнер, адресат, собеседник, восприемник.

Языком культуры называются те средства знаки, сим­волы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Любой язык культуры имеет природные предпосылки формирования, но сам не является природным явлением. Он формируется во взаимодействиях и коммуникациях совместно живущих людей.

Язык формируется там, где знак осознанно отделяется от представления и начинает функционировать как репрезент (представитель) этого представления, его выразитель. Знаки, составляющие все языки культуры, различаются как по своему происхождению,так и степени подобия того, что они представляют. Выделяют 5 основных знаковых систем: естественные, функциональные, конвенциальные, вербальные, системы записи.

Естественные знаки - вещи и явления природы при обозначении ими предметов и явлений. Это знаки-признаки (дым — знак огня).

Функциональные знаки - тоже знаки-признаки. Ноих связь с тем, на что они указывают, обусловлена не их объ­ективными свойствами, а функциями, которые они выпол­няют. Вещи и явления прагматического предназначения. Включенные в человеческую деятельность, получают по­мимо своих непосредственных функций еще и знаковую функцию (дают информацию о вещах и явлениях).

Конвенциональные знаки - знаки в полном смысле это­го слова. Их значения задаются не предметами и процес­сами, о которых они информируют, а соглашениями между людьми.

 4 типа конвенциональных знаков — 1} сигналы — извещают или предупреждают людей (цвет светофора, «зебра» на пешеходной дорожке); 2) индексы — условные обозначения предметов или ситуаций в компактном виде для выделения их из ряда других (картографические зна­ки, условные значки в схемах, графиках); 3) образы — строятся на сходстве, подобии с тем, что они обозначают (знаки-рисунки, обозначающие пешеходные переходы, эскала­торы): 4) символы — материальные или идеальные знаки, несущие информацию о глубинном смысле того, что он выражает, представляя в иносказании наиболее сущест­венное, что есть в символизируемом объекте (эмблемы, гербы, ордена, знамена).

Каждая область социокультурной жизни (каждая религиозная конфессия, каждый этнос, профессиональная группа, политическое и иное объединение) имеет свою символическую систему. Сама культура — это концентрированный символический опыт человечества.

Вербальные знаковые системы - разговорные (естест­венные) языки, которые являются исторически сложившимися знаковыми системами, образующими основу всей культуры того или иного народа, говорящего на данном языке. Вербальная система — это полиструктурная, разветвленная, иерархическая, многоуровневая организация знаков.

Базисной её структурной единицей является слово, которое внутренне также структурировано (корень, суффикс, приставка, окончание). Из слов складываются фразы, предложения, высказывания. Из последних складываются тексты. Естественный язык, в отличие от искусственных формализованных языков, является открытой знаковой системой, и способен к неограниченному развитию. Новые явления в жизни людей вносят в язык новые слова, пополняя его лексику (словарный запас). В свою очередь слова, связанные с уходящими в прошлое условиями жизни, уходят из употребления. Но, несмотря на подвижность, основной словарный фонд (лексическое «ядро» языка) сохраняется веками, что и является основой взаимопонимания поколений.

Массовые системы записи (письмо — система записи естественного языка), нотная грамота) формируются на относительно высокой стадии развития человеческой культуры. Они возникают на базе других знаковых систем (разговорного языка, музыка) и вторичны по отношению к ним. Появление и развитие письма сыграло особенно большую роль в истории культуры. Базовым знаком пись­ма является более абстрактная единица, чем слово — бук­ва, что уменьшает число базисных знаков и делает их обо­зримыми.

Синтетической обобщенной формой языка куль­туры является текст, под которым в современной культу­рологии понимается не просто письменно зафиксирован­ные высказывания, а все, что искусственно сделано чело­веком (вещи, ритуалы, художественные произведения, книги, танцы). Текст — это совокупность знаковых систем, наделенная определенным значением. Таким образом, любое явле­ние культуры — это сочиненный людьми с помощью знако­вых систем текст, который выступает как главный носитель информации.