Культурология (лекция 2.1)

ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ

 Элементами (или чертами) культуры называются базисные единицы культурней статики.

По мнению американского антрополога Э.Хобеля, элементом культуры является далее неделимая единица в виде поведенче­ского образца или материального продукта. Эти атомы культурного мира могут быть материальными (плуг, па­ровая машина) и нематериальными (теория относи­тельности, идея равенства и справедливости, пожатие руки, поцелуи и улыбка как выражение одобрения).

По К Коттаку элементы культуры делятся на универ­сальные, общие и уникальные (специфические).

Универсальные культурные элементы — это свойст­ва, которые присущи всему человеческому роду и от­личают его от других видов живых существ. Это социо-биологические черты: длительный период детства; круглогодичный, а не сезонный характер сексуальной активности; сложно устроенный мозг, позволяющий пользоваться символами, языком и инструментами; необходимость длительного и заботливого воспитания потомства: привязанность детей к родителям.

К соци­альным универсалиям К.Коттак относит также группо­вую жизнь, распределение пищи, построение семьи, экзогамия (браки с членами чужой группы) и запрет кровосмешения (эндогамии).

Нормы, ценности, правила, традиции и свойства, ко­торые присущи всем культурам независимо от геогра­фического положения исторического времени и соци­ального устройства общества — называют культурными универсалиями. Они возникают, потому что все люди физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с об­щими проблемами, которые ставит перед человече­ским родом окружающая среда.

Универсалии происхо­дят оттого, что в мире существует очень устойчивый порядок, образованный обществом. Разнообразные культуры у разных социумов имеют 9 общих фунда­ментальных черт; речь, материальные черты; искусст­во, мифология и научное знание; религиозная практика; семья и социальная система, собственность; прави­тельство: война. Их выделил Кларк Уислер и назвал универсальными паттернами (структурами, образцами) культуры. Это так называемые культурные темы. Разные культуры построены вокруг разных тем (равенство и социальная справедливость, индивидуальная ответственность и денежный успех, военная доблесть и охота).

Общие черты культуры расположены на шкале культурных черт между универсальными и уникальны­ми. Они чаще присущи народам, поэтому их еще назы­вают региональными. Благодаря диффузии (спонтан­ному проникновению) и независимым открытиям неко­торые культурные черты настолько же широко распро­странены, как и культурные универсалии.

Причинами зарождения региональных сходств 1) некоторые наро­ды общаются и обмениваются между собой культур­ными достижениями более активно, чем с другими на­родами 2) общий этнический предок, 3) одновремен­ные и независимые культурные изобретения, произо­шедшие в народов, живущих в разных районах земли. К общим культурным чертам относится нуклеарная (где отношения между мужем и женой и отношение родите­лей к своим детям являются главными) или расширен­ная (главным является большая много поколенная семья, в которой отношения между мужем и женой отсту­пают на второй план) семья. В некоторых обществах кланы и большие родственные группы занимают доми­нирующее положение, вытесняя нуклеарную семью.

Уникальные черты культуры иногда еще называют экзотическими, непривычными или не общепринятыми. Различие в подходе к одному и тому же событию у раз­ных народов можно объяснить культурными фактора­ми. В одних культурах считается, что щедрыми должны быть похороны, а не рождение людей в других культу­рах думают иначе.

Примитивные народы верят в духов умерших в посмертное существование, как органичное продолжение посюсторонней жизни, поэтому готовятся к встрече с иным миром основательно. Обряд инициа­ции в древних племенах для современного человека представляет уникальное зрелище, как экзотическую черту примитивной культуры, так как в европейской куль­туре переход от юности к зрелости не является важ­ным событием и никак не отмечается.

Черты одной культуры всегда выражаются через черты другой.

Культурное своеобразие проявляется не только в удовлетворении биологических потребностей и естест­венных привычках поведения. Труд и хозяйствовнебиологии. Это часть культуры человечества. Этнографы знают, что народы, живущие в сходных условиях и по соседству друг с другом, строят дома по-разному. Русские северяне ставили дом к улице торцом, а южане располагалиеговдоль улицы. По одежде русской крестьянкиXIX в. можно было точно установить, в какой местности она роди­лась. Культурные и национальные особенности нахо­дят выражение и в способе употребления и приготов­ления пищи. В Европе кофе пью больше, чем в России.