link5772 link5773 link5774 link5775 link5776 link5777 link5778 link5779 link5780 link5781 link5782 link5783 link5784 link5785 link5786 link5787 link5788 link5789 link5790 link5791 link5792 link5793 link5794 link5795 link5796 link5797 link5798 link5799 link5800 link5801 link5802 link5803 link5804 link5805 link5806 link5807 link5808 link5809 link5810 link5811 link5812 link5813 link5814 link5815 link5816 link5817 link5818 link5819 link5820 link5821 link5822 link5823 link5824 link5825 link5826 link5827 link5828 link5829 link5830 link5831 link5832 link5833 link5834 link5835 link5836 link5837 link5838 link5839 link5840 link5841 link5842 link5843 link5844 link5845 link5846 link5847 link5848 link5849 link5850 link5851 link5852 link5853 link5854 link5855 link5856 link5857 link5858 link5859 link5860 link5861 link5862 link5863 link5864 link5865 link5866 link5867 link5868 link5869 link5870 link5871 link5872 link5873 link5874 link5875 link5876 link5877 link5878 link5879 link5880 link5881 link5882 link5883 link5884 link5885 link5886 link5887 link5888 link5889 link5890 link5891 link5892 link5893 link5894 link5895 link5896 link5897 link5898 link5899 link5900 link5901 link5902 link5903 link5904 link5905 link5906 link5907 link5908 link5909 link5910 link5911 link5912 link5913 link5914 link5915 link5916 link5917 link5918 link5919

Культурология (лекция 2.1)

ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ

 Элементами (или чертами) культуры называются базисные единицы культурней статики.

По мнению американского антрополога Э.Хобеля, элементом культуры является далее неделимая единица в виде поведенче­ского образца или материального продукта. Эти атомы культурного мира могут быть материальными (плуг, па­ровая машина) и нематериальными (теория относи­тельности, идея равенства и справедливости, пожатие руки, поцелуи и улыбка как выражение одобрения).

По К Коттаку элементы культуры делятся на универ­сальные, общие и уникальные (специфические).

Универсальные культурные элементы — это свойст­ва, которые присущи всему человеческому роду и от­личают его от других видов живых существ. Это социо-биологические черты: длительный период детства; круглогодичный, а не сезонный характер сексуальной активности; сложно устроенный мозг, позволяющий пользоваться символами, языком и инструментами; необходимость длительного и заботливого воспитания потомства: привязанность детей к родителям.

К соци­альным универсалиям К.Коттак относит также группо­вую жизнь, распределение пищи, построение семьи, экзогамия (браки с членами чужой группы) и запрет кровосмешения (эндогамии).

Нормы, ценности, правила, традиции и свойства, ко­торые присущи всем культурам независимо от геогра­фического положения исторического времени и соци­ального устройства общества — называют культурными универсалиями. Они возникают, потому что все люди физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с об­щими проблемами, которые ставит перед человече­ским родом окружающая среда.

Универсалии происхо­дят оттого, что в мире существует очень устойчивый порядок, образованный обществом. Разнообразные культуры у разных социумов имеют 9 общих фунда­ментальных черт; речь, материальные черты; искусст­во, мифология и научное знание; религиозная практика; семья и социальная система, собственность; прави­тельство: война. Их выделил Кларк Уислер и назвал универсальными паттернами (структурами, образцами) культуры. Это так называемые культурные темы. Разные культуры построены вокруг разных тем (равенство и социальная справедливость, индивидуальная ответственность и денежный успех, военная доблесть и охота).

Общие черты культуры расположены на шкале культурных черт между универсальными и уникальны­ми. Они чаще присущи народам, поэтому их еще назы­вают региональными. Благодаря диффузии (спонтан­ному проникновению) и независимым открытиям неко­торые культурные черты настолько же широко распро­странены, как и культурные универсалии.

Причинами зарождения региональных сходств 1) некоторые наро­ды общаются и обмениваются между собой культур­ными достижениями более активно, чем с другими на­родами 2) общий этнический предок, 3) одновремен­ные и независимые культурные изобретения, произо­шедшие в народов, живущих в разных районах земли. К общим культурным чертам относится нуклеарная (где отношения между мужем и женой и отношение родите­лей к своим детям являются главными) или расширен­ная (главным является большая много поколенная семья, в которой отношения между мужем и женой отсту­пают на второй план) семья. В некоторых обществах кланы и большие родственные группы занимают доми­нирующее положение, вытесняя нуклеарную семью.

Уникальные черты культуры иногда еще называют экзотическими, непривычными или не общепринятыми. Различие в подходе к одному и тому же событию у раз­ных народов можно объяснить культурными фактора­ми. В одних культурах считается, что щедрыми должны быть похороны, а не рождение людей в других культу­рах думают иначе.

Примитивные народы верят в духов умерших в посмертное существование, как органичное продолжение посюсторонней жизни, поэтому готовятся к встрече с иным миром основательно. Обряд инициа­ции в древних племенах для современного человека представляет уникальное зрелище, как экзотическую черту примитивной культуры, так как в европейской куль­туре переход от юности к зрелости не является важ­ным событием и никак не отмечается.

Черты одной культуры всегда выражаются через черты другой.

Культурное своеобразие проявляется не только в удовлетворении биологических потребностей и естест­венных привычках поведения. Труд и хозяйствовнебиологии. Это часть культуры человечества. Этнографы знают, что народы, живущие в сходных условиях и по соседству друг с другом, строят дома по-разному. Русские северяне ставили дом к улице торцом, а южане располагалиеговдоль улицы. По одежде русской крестьянкиXIX в. можно было точно установить, в какой местности она роди­лась. Культурные и национальные особенности нахо­дят выражение и в способе употребления и приготов­ления пищи. В Европе кофе пью больше, чем в России.