Культурология (лекция 2.1)

Тема 2: КУЛЬТУРА КАК МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА

 Лекция 1: УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ КОНКРЕТНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

 Культура всегда всечеловечна, универсальна, в своих глубинах она носит родовой характер.В какуюбы эпоху ни жил человек, где бы ни развивалась его биография, для него всегда горе останется горем, а радость — радостью. Всегда уникальное творение отличается от бесталанных подделок. Везде поря­док отличим от хаоса, красота от безобразия, лю­бовь от ненависти.

Но будучи единой, культура вместе с тем не мо­нотонна. Она неисчерпаемо многообразна, пере­менчива, поражает неожиданностью свершений, непредсказуемостью изгибов и поворотов. Ис­следователи культуры зафиксировали не толькоее всеобщность, но и предложили ряд типологических конструкций, позволяющих выделить пространст­венные (синхронные) и временные (диахронные) различия определенных культур.

Наиболее крупномасштабным членениеммиракультуры выступает выделение двух регионовЗапада и Востока. Это деление не скрупулезно тер­риториальное и не жестко хронологическоеоноподвижно. Ново всех случаях речь идет о гене­ральной направленности культурных свершений. Дихотомия ВостокЗападсвязана с различием социокультурных структур, несовпадением темпов и путей развития, отличием менталитета (доминант­ной установки массового сознания).

Этикак бы два культурных мира основаны на несовпадающих принципах Запад связан с частнособственнической активностью, выведением товарно-рыночных отно­шений на капиталистический уровень, а Восток не знал всеохватывающего использования частнособ­ственнических отношений (хотя они и наблюдались), не отстраивал систему гражданского общества.

 Эти обстоятельства нашли отражения в различии Духовного мира, специфичности конфессиональных религиозных умопостроений, в правилах и обычаях в повседневной жизни. Динамичность, продуктивность Запада и «застылость», репродуктивность Востока, наложили отпечаток на все про­явления их культурного бытия.

Возможно также рассмотрение типологии культу­ры во временном срезе. Культура, взятая глобаль­но, может быть охарактеризована как изменяющая­ся прогрессивно (хотя далеко не все культурологи с этим согласны). Конечно, ее вечные ценности не­преходящи. Фрески Аджанты и Эллады, исходя из всеобщей сущности культуры, выделенной и зафиксированной в формах мышления стансов Ду Фу или поэм А С Пушкина, болгаро-помокских «Ведов славян», славяно-русской «Велесовой книги» или Лотосовой Сутры, научных дерзаний Г. Галилея или переживаний Ю.А.Гагарина во время его полёта в космос — всегда в глазах людей будут ве­личайшими культурными свершениями человече­ского рода.

Вместе с тем правомерно говорить об архаизме, классике, модерне и постмодерне в культуре. Мо­дерн — это характеристика состояния культуры, ко­торая присуща промышленно развитым капитали­стическим странам и хронологически может быть обозначена рубежом XIX и XX в. Этот тип культуры вобрал в себя противоречия и коллизии нашего столетия он противостоит классике и связан с раз­рушением, деструкцией тех основ европейской культуры, которые имеют истоки в античности.

Постмодерн, развернувшийся в 70-х гг.,это со­временные культурные реалии (в основном, в стра­нах Запада). Его характеристики еще расплывчаты, как расплывчат и смутен сам постмодерн. Можно лишь сказать, что он отражает кризисное состояние мировой цивилизации, переломный характер собы­тий конца века, еще не определившийся характер поисков современного человечества. Мир сегодня разбалансирован, разгармонизирован. И постмо­дерн — это нечто иное,как культурологическая фиксация этого деградирующего состояния человеческогомира.