Культурология (лекция 2.1)
Тема 2: КУЛЬТУРА КАК МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА
Лекция 1: УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ КОНКРЕТНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
Культура всегда всечеловечна, универсальна, в своих глубинах она носит родовой характер.В какуюбы эпоху ни жил человек, где бы ни развивалась его биография, для него всегда горе останется горем, а радость — радостью. Всегда уникальное творение отличается от бесталанных подделок. Везде порядок отличим от хаоса, красота от безобразия, любовь от ненависти.
Но будучи единой, культура вместе с тем не монотонна. Она неисчерпаемо многообразна, переменчива, поражает неожиданностью свершений, непредсказуемостью изгибов и поворотов. Исследователи культуры зафиксировали не толькоее всеобщность, но и предложили ряд типологических конструкций, позволяющих выделить пространственные (синхронные) и временные (диахронные) различия определенных культур.
Наиболее крупномасштабным членениеммиракультуры выступает выделение двух регионов — Запада и Востока. Это деление не скрупулезно территориальное и не жестко хронологическое — оноподвижно. Ново всех случаях речь идет о генеральной направленности культурных свершений. Дихотомия Восток — Западсвязана с различием социокультурных структур, несовпадением темпов и путей развития, отличием менталитета (доминантной установки массового сознания).
Этикак бы два культурных мира основаны на несовпадающих принципах Запад связан с частнособственнической активностью, выведением товарно-рыночных отношений на капиталистический уровень, а Восток не знал всеохватывающего использования частнособственнических отношений (хотя они и наблюдались), не отстраивал систему гражданского общества.
Эти обстоятельства нашли отражения в различии Духовного мира, специфичности конфессиональных религиозных умопостроений, в правилах и обычаях в повседневной жизни. Динамичность, продуктивность Запада и «застылость», репродуктивность Востока, наложили отпечаток на все проявления их культурного бытия.
Возможно также рассмотрение типологии культуры во временном срезе. Культура, взятая глобально, может быть охарактеризована как изменяющаяся прогрессивно (хотя далеко не все культурологи с этим согласны). Конечно, ее вечные ценности непреходящи. Фрески Аджанты и Эллады, исходя из всеобщей сущности культуры, выделенной и зафиксированной в формах мышления стансов Ду Фу или поэм А С Пушкина, болгаро-помокских «Ведов славян», славяно-русской «Велесовой книги» или Лотосовой Сутры, научных дерзаний Г. Галилея или переживаний Ю.А.Гагарина во время его полёта в космос — всегда в глазах людей будут величайшими культурными свершениями человеческого рода.
Вместе с тем правомерно говорить об архаизме, классике, модерне и постмодерне в культуре. Модерн — это характеристика состояния культуры, которая присуща промышленно развитым капиталистическим странам и хронологически может быть обозначена рубежом XIX и XX в. Этот тип культуры вобрал в себя противоречия и коллизии нашего столетия он противостоит классике и связан с разрушением, деструкцией тех основ европейской культуры, которые имеют истоки в античности.
Постмодерн, развернувшийся в 70-х гг., — это современные культурные реалии (в основном, в странах Запада). Его характеристики еще расплывчаты, как расплывчат и смутен сам постмодерн. Можно лишь сказать, что он отражает кризисное состояние мировой цивилизации, переломный характер событий конца века, еще не определившийся характер поисков современного человечества. Мир сегодня разбалансирован, разгармонизирован. И постмодерн — это нечто иное,как культурологическая фиксация этого деградирующего состояния человеческогомира.
- Prev
- Вперёд >>