link5328 link5329 link5330 link5331 link5332 link5333 link5334 link5335 link5336 link5337 link5338 link5339 link5340 link5341 link5342 link5343 link5344 link5345 link5346 link5347 link5348 link5349 link5350 link5351 link5352 link5353 link5354 link5355 link5356 link5357 link5358 link5359 link5360 link5361 link5362 link5363 link5364 link5365 link5366 link5367 link5368 link5369 link5370 link5371 link5372 link5373 link5374 link5375 link5376 link5377 link5378 link5379 link5380 link5381 link5382 link5383 link5384 link5385 link5386 link5387 link5388 link5389 link5390 link5391 link5392 link5393 link5394 link5395 link5396 link5397 link5398 link5399 link5400 link5401 link5402 link5403 link5404 link5405 link5406 link5407 link5408 link5409 link5410 link5411 link5412 link5413 link5414 link5415 link5416 link5417 link5418 link5419 link5420 link5421 link5422 link5423 link5424 link5425 link5426 link5427 link5428 link5429 link5430 link5431 link5432 link5433 link5434 link5435 link5436 link5437 link5438 link5439 link5440 link5441 link5442 link5443 link5444 link5445 link5446 link5447 link5448 link5449 link5450 link5451 link5452 link5453 link5454 link5455 link5456 link5457 link5458 link5459 link5460 link5461 link5462 link5463 link5464 link5465 link5466 link5467 link5468 link5469 link5470 link5471 link5472 link5473 link5474 link5475

Культурология (лекция 2.1)

Тема 2: КУЛЬТУРА КАК МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА

 Лекция 1: УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ КОНКРЕТНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

 Культура всегда всечеловечна, универсальна, в своих глубинах она носит родовой характер.В какуюбы эпоху ни жил человек, где бы ни развивалась его биография, для него всегда горе останется горем, а радость — радостью. Всегда уникальное творение отличается от бесталанных подделок. Везде поря­док отличим от хаоса, красота от безобразия, лю­бовь от ненависти.

Но будучи единой, культура вместе с тем не мо­нотонна. Она неисчерпаемо многообразна, пере­менчива, поражает неожиданностью свершений, непредсказуемостью изгибов и поворотов. Ис­следователи культуры зафиксировали не толькоее всеобщность, но и предложили ряд типологических конструкций, позволяющих выделить пространст­венные (синхронные) и временные (диахронные) различия определенных культур.

Наиболее крупномасштабным членениеммиракультуры выступает выделение двух регионовЗапада и Востока. Это деление не скрупулезно тер­риториальное и не жестко хронологическоеоноподвижно. Ново всех случаях речь идет о гене­ральной направленности культурных свершений. Дихотомия ВостокЗападсвязана с различием социокультурных структур, несовпадением темпов и путей развития, отличием менталитета (доминант­ной установки массового сознания).

Этикак бы два культурных мира основаны на несовпадающих принципах Запад связан с частнособственнической активностью, выведением товарно-рыночных отно­шений на капиталистический уровень, а Восток не знал всеохватывающего использования частнособ­ственнических отношений (хотя они и наблюдались), не отстраивал систему гражданского общества.

 Эти обстоятельства нашли отражения в различии Духовного мира, специфичности конфессиональных религиозных умопостроений, в правилах и обычаях в повседневной жизни. Динамичность, продуктивность Запада и «застылость», репродуктивность Востока, наложили отпечаток на все про­явления их культурного бытия.

Возможно также рассмотрение типологии культу­ры во временном срезе. Культура, взятая глобаль­но, может быть охарактеризована как изменяющая­ся прогрессивно (хотя далеко не все культурологи с этим согласны). Конечно, ее вечные ценности не­преходящи. Фрески Аджанты и Эллады, исходя из всеобщей сущности культуры, выделенной и зафиксированной в формах мышления стансов Ду Фу или поэм А С Пушкина, болгаро-помокских «Ведов славян», славяно-русской «Велесовой книги» или Лотосовой Сутры, научных дерзаний Г. Галилея или переживаний Ю.А.Гагарина во время его полёта в космос — всегда в глазах людей будут ве­личайшими культурными свершениями человече­ского рода.

Вместе с тем правомерно говорить об архаизме, классике, модерне и постмодерне в культуре. Мо­дерн — это характеристика состояния культуры, ко­торая присуща промышленно развитым капитали­стическим странам и хронологически может быть обозначена рубежом XIX и XX в. Этот тип культуры вобрал в себя противоречия и коллизии нашего столетия он противостоит классике и связан с раз­рушением, деструкцией тех основ европейской культуры, которые имеют истоки в античности.

Постмодерн, развернувшийся в 70-х гг.,это со­временные культурные реалии (в основном, в стра­нах Запада). Его характеристики еще расплывчаты, как расплывчат и смутен сам постмодерн. Можно лишь сказать, что он отражает кризисное состояние мировой цивилизации, переломный характер собы­тий конца века, еще не определившийся характер поисков современного человечества. Мир сегодня разбалансирован, разгармонизирован. И постмо­дерн — это нечто иное,как культурологическая фиксация этого деградирующего состояния человеческогомира.