link5624 link5625 link5626 link5627 link5628 link5629 link5630 link5631 link5632 link5633 link5634 link5635 link5636 link5637 link5638 link5639 link5640 link5641 link5642 link5643 link5644 link5645 link5646 link5647 link5648 link5649 link5650 link5651 link5652 link5653 link5654 link5655 link5656 link5657 link5658 link5659 link5660 link5661 link5662 link5663 link5664 link5665 link5666 link5667 link5668 link5669 link5670 link5671 link5672 link5673 link5674 link5675 link5676 link5677 link5678 link5679 link5680 link5681 link5682 link5683 link5684 link5685 link5686 link5687 link5688 link5689 link5690 link5691 link5692 link5693 link5694 link5695 link5696 link5697 link5698 link5699 link5700 link5701 link5702 link5703 link5704 link5705 link5706 link5707 link5708 link5709 link5710 link5711 link5712 link5713 link5714 link5715 link5716 link5717 link5718 link5719 link5720 link5721 link5722 link5723 link5724 link5725 link5726 link5727 link5728 link5729 link5730 link5731 link5732 link5733 link5734 link5735 link5736 link5737 link5738 link5739 link5740 link5741 link5742 link5743 link5744 link5745 link5746 link5747 link5748 link5749 link5750 link5751 link5752 link5753 link5754 link5755 link5756 link5757 link5758 link5759 link5760 link5761 link5762 link5763 link5764 link5765 link5766 link5767 link5768 link5769 link5770 link5771

Культурология (лекция 2.1)

ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

Сложная и многоуровневая структура культуры опреде­ляет и разнообразие ее функций в жизни общества

В культуре, как многофункциональной системе, главной функцией является человеко-творческая (или гуманистическая). Это — так называемая креативная функция, так как она заклю­чается в преобразовании и освоении мира. Овладение си­лами внешней природы идет рука об руку с овладение внутренними силами психики.

На Востоке выработаны сложные системы психотехники, медитации техники вла­дения своим телом и сознанием. Как технология деятель­ности культура является средством а) преобразования мира, б) общения в) познания г) управления (поведени­ем), д) оценки системы ценностей. Все остальные функции культуры связаны с креативной и вытекают из нее.

С учетом фактора времени культура выполняет функ­цию исторической преемственности, передачи (транс­ляции) социального опыта из поколения в поколение. Это так называемая информационная или коммуникативная функция. Она включает передачу информации в любом виде устное и письменное сообщение общение людей, групп, народов, использование технических средств связи и т. П.

Культура (которая является сложной знаковой системой) — единственный ме­ханизм передачи социального опыта от поколения к поко­лению, от эпохи к эпохе, от одной страны к др. Без общения с себе подобными невозможны ни общество, ни культура. Информационная изоляция от культуры наносит непоправимый ущерб человеческому существу.

Функцию передачи богатства общественного опыта культура стала выполнять уже в античности, когда на 1-ый план вместо бессознательно-интуитивного стал выдви­гаться логический, универсально-понятийный способ трансляции опыта осуществляемый профессионалами-учителями.

Таким образом, познавательная (гносеологическая) функция культуры тесно связана с 1-ой и вытекает из нее. Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, имманентно приобре­тает способность накапливать богатейшие знания о мире и этим создавать возможности для его познания и освоения.

С коммуникативной и познавательной тесно связана сигнификативная (от англ sign — знак) или знаковая функция культуры — функция приписывания значений и ценностей. Это так называемая семиотическая (от гр semeion — учение о знаках) функция.

Представляя собой определенную зна­ковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овла­деть достижениями культуры невозможно. Язык (устный или письменный) — средство общения людей, литературный язык — средство овладения национальной культурой Специфические языки нужны для познания особого мира музыки живописи, театра.

Естественные науки (физика, математика, химия, биология) тоже располагают собст­венными знаковыми системами. Благодаря сигнификатив­ной функции культура предстает как осмысленное пред­ставление о мире, выраженное в конкретной форме — в виде философской системы, песни, мифа, научной теории.

Ценностная или аксиологическая (от гр axia — цен­ность) функция отражает важнейшее качественное со­стояние культуры. Культура, как система ценностей, фор­мирует у человека определенные ценностные потребности и ориентации.

С последней связана регулятивная [нормативная} функция культуры, которая опирается на нормативные системы (мораль и право). Она связана с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей.

В сфере труда, быта межличностных отношений культура влияет на поведение лю­дей и реагирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей.

Культура ответственна за создание норм, стандартов, правил и ре­цептов поведения людей. Они имеют самые разные на­звания обычаи и традиции, приказы, постановления, зако­ны, конституционные акты этикет, манеры, нравы.

Релаксационная (от лат relaxatio — ослабление) функ­ция культуры заключается в искусстве физического и пси­хического расслабления разрядки, которую дает культура. Естественные индивидуальные средства разрядки смех, плач приступы гнева, физическое насилие крик, объясне­ние в любви исповедь. Для снятия коллективного напря­жения служат стилизованные формы увеселения, празд­ники, фестивали, ритуалы.

Синтезирующая функция культуры — человеко-творческая а ней находят свое выражение все перечис­ленные функции. Таким образом, комплексно-системное единство функций культуры обна­руживается в любом культурном явлении событии, пред­мете, явлении, процессе.

Миф в древности заменял науку историю, религию искусство, политику и экономику. В расширительном смысле миф можно назвать архетипом современной культуры. Он выполнял все функции, которые выполняет культура и в современном обществе.

Культура несет в себе функции, различающиеся и по субъекту культурной деятельности. На уровне человече­ского рода культура выступая средством укрепления и развития человеческого общества. На уровне социальной группы культура объединяет людей и дифференцирует их. На уровне индивида культура обеспечивает его «подключенность» кбогатствучеловеческой деятельности.