Курс лекций по криминалистике. Часть 1
- Курс лекций по криминалистике. Часть 1
- Понятие, научные основы, задачи и значение криминалистической идентификации
- Основные понятия криминалистической идентификации
- Понятие специальных знаний, их виды, формы
- Понятие, принципы, формы и значение взаимодействия следователя с правоохранительными органами
- Понятие криминалистической версии, ее логическая природа
- Техника планирования расследования
- Информационно-компьютерное обеспечение раскрытия и расследования преступлений
- способы профилактической деятельности при расследовании преступлений
- Раздел 2. Криминалистическая техника
- Понятие и задачи трасологии
- Классификация следов рук
- Виды и значение следов ног человека
- Виды следов орудий взлома и инструментов
- Следы биологического происхождения
- Понятие, научные основы и задачи криминалистической одорологии
- Понятие судебной баллистики
- Понятие и виды криминалистического исследования документов
- Понятие, виды и задачи технико-криминалистического исследования документов
- Подделка оттисков печатей, штампов
- Осмотр машинописных и компьютерных текстов
- Понятие письма. Идентификационные признаки письма
- Понятие и научные основы почерковедческого исследования
Информационно-компьютерное обеспечение раскрытия и расследования преступлений. Роль автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС) в информационном обеспечении раскрытия и расследования преступлений.
Информационно-аналитическая работа при расследовании преступлений — это собирание, хранение, систематизация и анализ доказательственной и ориентирующей информации в целях принятия оптимальных для данной следственной ситуации уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и тактических решений, а также в целях обеспечения деятельности взаимодействующих экспертных подразделений и органов дознания. Основное содержание взаимодействия следователей с оперативными работниками при раскрытии и расследовании деятельности преступных структур также связано именно с информационно-аналитической работой и принятием решений. Источниками собирания доказательственной и ориентирующей информации являются:– заявления, сообщения о преступлении;– результаты оперативно-розыскной деятельности;– результаты следственных и проверочных действий;– результаты специальных и экспертных исследований, заключений сведущих лиц;– данные криминалистических и иных учетов;– информация, предоставляемая различными участниками уголовного процесса;–– сообщения средств массовой информации;– материалы уголовных дел и материалы об отказе в возбуждении уголовных дел;– сводки оперативной информации, ориентировки;– информация различных организаций, учреждений, предприятий. К сожалению, в криминалистике методам информационно-аналитической работы не уделялось достаточно внимания. Вместе с тем необходимо отметить, что их значение существенно возрастает при расследовании уголовных дел о групповых и многоэпизодных преступлениях, особенно тех из них, которые связаны с проявлениями организованной преступной деятельности. С помощью методов информационно-аналитической работы следователь решает основные тактические и познавательные задачи, возникающие в процессе расследования преступлений. Такие криминалистические задачи, как выявление серийных преступлений, преступлений в сфере экономики, международных и межрегиональных преступных связей, вообще не могут быть решены вне информационно-аналитической работы. Основные познавательные задачи следователя: выдвижение версий, принятие тактических решений, планирование, оценки следственных ситуаций, организация тактических операций и комбинаций также в основе своей имеют те же методы. Актуальность использования в процессе раскрытия и расследования методов информационно-аналитической работы определяется также происходящим в настоящее время процессом интенсивного внедрения в деятельность правоохранительных органов средств вычислительной техники, что резко повышает эффективность расследования. Этот процесс затрагивает организацию расследования преступлений, методическое обеспечение деятельности следователей, оперативных работников, экспертов, аспекты научной организации их труда, а также собирания, хранения, систематизации и анализа доказательственной и ориентирующей информации. С помощью средств вычислительной техники в настоящее время не только осуществляется рационализация информационных процессов, но и осуществляется внедрение (впервые в юридической практике) компьютерных систем поддержки процесса принятия следователями, оперативными работниками и экспертами соответствующих решений. В последние годы в России разработано несколько десятков таких систем. По существу они моделируют деятельность следователей-методистов, оказывающих помощь в расследовании отдельных категорий уголовных дел и формулирующих по результатам их изучения конкретные рекомендации. Применение средств вычислительной техники, даже в наиболее сложных ее формах, основанных на использовании методов искусственного интеллекта, вовсе не означает, что следователь, эксперт становятся бездумными исполнителями решений, принимаемых компьютером. Во-первых, компьютерный «искусственный интеллект» — это обобщенный применительно к типовым следственным ситуациям положительный опыт деятельности людей — следователей, а, во-вторых, речь идет исключительно о «подсказках» — рекомендациях, которые не могут носить обязательный характер. Немаловажное значение для передачи положительного опыта практики расследования, для обучения следователей имело создание в России в середине 80-х гг. серии компьютерных обучающих имитационных систем, основанных на моделировании различных типов следственных ситуаций в процессе проведения занятий по криминалистике в форме деловых игр. Они имеют большое значение не только для формирования у студентов навыков принятия тактических решений в сложных ситуациях расследования, но и для выявления индивидуальных особенностей мышления будущих следователей, для уяснения причин типичных ошибок, допускаемых следователями в процессе расследования преступлений.