Курс лекций по криминалистике. Часть 1
- Курс лекций по криминалистике. Часть 1
- Понятие, научные основы, задачи и значение криминалистической идентификации
- Основные понятия криминалистической идентификации
- Понятие специальных знаний, их виды, формы
- Понятие, принципы, формы и значение взаимодействия следователя с правоохранительными органами
- Понятие криминалистической версии, ее логическая природа
- Техника планирования расследования
- Информационно-компьютерное обеспечение раскрытия и расследования преступлений
- способы профилактической деятельности при расследовании преступлений
- Раздел 2. Криминалистическая техника
- Понятие и задачи трасологии
- Классификация следов рук
- Виды и значение следов ног человека
- Виды следов орудий взлома и инструментов
- Следы биологического происхождения
- Понятие, научные основы и задачи криминалистической одорологии
- Понятие судебной баллистики
- Понятие и виды криминалистического исследования документов
- Понятие, виды и задачи технико-криминалистического исследования документов
- Подделка оттисков печатей, штампов
- Осмотр машинописных и компьютерных текстов
- Понятие письма. Идентификационные признаки письма
- Понятие и научные основы почерковедческого исследования
Понятие письма. Идентификационные признаки письма. Общие и частные признаки письменной речи. Подготовка материалов для автороведческой экспертизы.
Разновидностью экспертизы документов является автороведческая экспертиза. Письменная речь представляет собой организованную систему речевых навыков конкретного лица, отраженную в документе (рукописном, машинописным, типографским). Навык письменной речи индивидуален для каждого человека, поскольку условия в которых он рос и окружающая его действительность проявляются по-разному в каждом случае. Поскольку навыки письменной речи достаточно устойчивы, становится возможным установление автора письменного документа по имеющимся в распоряжении судебно-следственных органов образцам. Кроме того, с помощью автороведческой экспертизы возможно распознавание возраста, национальности, места постоянного жительства писавшего, а также распознавания психического и физического состояния в момент составления документа. Для решения этих задач исследуются признаки письменной речи, т.е. особенности речевого навыка человека. Они делятся на общие и частные. Общие признаки отражают свойства речевого навыка в целом, к ним относятся: уровень владения письменной речью (высокий, средний и низкий), — характеризуется уровнем разнообразия средств речи, богатством средств речи, степенью творческого отбора языковых средств, присутствием шаблонов; степень развития грамматических и стилистических навыков (высокая, средняя и низкая) определяется количеством и характером орфографических, пунктуационных и синтаксических ошибок и степень свободы от стилистических погрешностей (нарушения связи между компонентами предложения, разностильность, смешение форм частей речи, тавтология и т.п.); особенности использования языковых средств, — к ним относятся: преобладание в речи определенного функционального стиля (художественная проза, официально-деловой, научный, юридический, публицистический, разговорный стили), длина предложений, наличие абзацев, использование предложений определенного типа (простые, сложные), использование устойчивых оборотов речи, использование союзов; навыки архитектоники изложения (наличие или отсутствие логической стройности построения речи), навыки акцентирования (подчеркивание или написание по-особому отдельных букв, слов, предложений); лексические навыки и объем словарного запаса (обширные или ограниченные). Частные признаки письменной речи отображают различные свойства, особенности структуры речи и выражаются в устойчивых ее нарушениях, в устойчивом использовании определенных языковых средств, присущих конкретному человеку. К ним относятся: орфографические навыки — устойчивое неправильное написание слов и нарушение правил орфографии; пунктуационные навыки — устойчивые нарушения правил пунктуации (запятые, тире , точки, двоеточия, скобки, кавычки и т.д.); лексико-фразеологические навыки — использование слов в несвойственных им значениях, элементов жаргона, просторечий, билингвизмов (двуязычий), профессионализмов, архаизмов и т.п.; синтаксические и стилистические навыки — устойчивое использование конкретных способов построения предложения, частей речи.