Лекция по истории социологии. Часть 1
- Лекция по истории социологии. Часть 1
- 1.2. Онтологические критерии социологического знания
- 1.3. Эпистемологические критерии
- 1.4. Этические критерии
- 1.5. Институционально-организационные критерии
- 1.6. Парадигмы в истории социологии
- 1.7. Значение для социологии ее истории
- Лекция 2. Из каких идей родилась социология: интеллектуальные истоки новой науки
- 2.2. Формирование идеи социального закона
- 2.3. Закон прогресса
- 2.4. Идея метода
- 2.5. Заключение: когда и где начинается социология?
- Лекция 3. Социология Югюста Конта
- 3.2. Идейные истоки
- 3.3. Позитивизм как обоснование науки
- 3.4. Социология как наука
- 3.5. Объект социологии
- 6. Метод: “объективная” и “субъективная” социология
- 7. Социальная статика
- 8. Социальная динамика
- 3.9. От науки — к утопическому проектированию
- 3.10. Заключение
- Лекция 4. Социология Карла Маркса
- 4.2. Марксизм, марксизмы и социология Маркса
- 4.3. Идейно-теоретические истоки
- 4.4. Философская антропология. Человек и общество
- 4.5. Материалистическое понимание истории
- 4.6. Методология
- 4.7. Теория социальных систем
- 4.8. Теория социального развития. Социальная революция
- 4.9. Теория классов и классовой борьбы
- 4.10. Социология познания
- 4.11. Заключение
10. Социология познания
Маркс первым стал разрабатывать проблемную область, или социологическую дисциплину, занятую изучением социальных факторов, социальных механизмов и социальных следствий познавательных процессов. Впоследствии эта дисциплина получила название “социология познания”. Маркс считал, что, подобно тому как о человеке нельзя судить на основании того, что он сам о себе думает, так и об обществе и социальных группах невозможно судить на основании тех представлений, которые они сами о себе создают. Поэтому задача социальной науки — обнаруживать скрытую, глубинную социальную реальность, которая лежит в основе разнообразных идей, представлений, знаний, верований. Маркс одним из первых разрабатывал это положение, на котором базируется не только социология познания, но и вся социология целиком.
Наиболее концентрированное выражение социологический подход к познанию нашел в марксовой концепции идеологии. Под идеологией Маркс понимал сознательное и бессознательное мифотворчество, призванное, во-первых, заменить подлинную социальную практику, во-вторых, замаскировать свою связь с этой практикой. Общество и, прежде всего, господствующие классы представлялись ему своего рода гигантскими фабриками по производству иллюзий: политических, юридических, научных и, тем более, религиозных, моральных и художественных. Подлинная же наука, которая не связана с сохранением социального статус-кво и “разгадала” связь этих иллюзорных образований с экономическими и политическими интересами противоборствующих социальных сил, является, по Марксу, антиподом идеологии. Только в будущей коммунистической формации социальные отношения станут настолько простыми, ясными и прозрачными, что идеологии исчезнут, так как исчезнет потребность в этом надстроечном камуфляже.
В процессе анализа разнообразных идеологических конструкций Маркс добился значительных успехов. Его подход открывал плодотворные пути изучения взаимосвязей социальных и познавательных процессов и закладывал основы важной социологической дисциплины. Но, к сожалению, Маркс так увлекся разоблачением идеологий, что стал воспринимать как иллюзии, маскирующие классовые интересы, любые идеи нерадикального характера или отличающиеся от его собственных.
“Социолог познания” в таком понимании превращался в своего рода “срывателя масок”, “разоблачителя” и “разгребателя грязи”, действительной или мнимой. При этом, разоблачая классовые иллюзии различных мыслителей, Маркс забывал применить “социологию познания” к своей собственной доктрине.
Уверовав в то, что ее связь с интересами самого “прогрессивного” класса, пролетариата, гарантирует ей свободу от идеологических предрассудков, истинность и необычайную действенность, он всерьез не задумывался над тем, как его учение будет реально функционировать в различных социальных средах (в том числе в пролетарской среде), как оно будет пониматься и применяться. Ему представлялось это вполне очевидным: достаточно одержать теоретические победы над оппонентами, чтобы учение понималось и применялось так, как это представляется ему самому. Между тем, учение было многозначным, противоречивым и незавершенным. А оказываясь впоследствии на разной социальной почве, в различных обществах, социальных классах и слоях, оно истолковывалось и функционировало по-разному и далеко не так, как это представлялось Марксу.