Лекция по истории социологии. Часть 1
- Лекция по истории социологии. Часть 1
- 1.2. Онтологические критерии социологического знания
- 1.3. Эпистемологические критерии
- 1.4. Этические критерии
- 1.5. Институционально-организационные критерии
- 1.6. Парадигмы в истории социологии
- 1.7. Значение для социологии ее истории
- Лекция 2. Из каких идей родилась социология: интеллектуальные истоки новой науки
- 2.2. Формирование идеи социального закона
- 2.3. Закон прогресса
- 2.4. Идея метода
- 2.5. Заключение: когда и где начинается социология?
- Лекция 3. Социология Югюста Конта
- 3.2. Идейные истоки
- 3.3. Позитивизм как обоснование науки
- 3.4. Социология как наука
- 3.5. Объект социологии
- 6. Метод: “объективная” и “субъективная” социология
- 7. Социальная статика
- 8. Социальная динамика
- 3.9. От науки — к утопическому проектированию
- 3.10. Заключение
- Лекция 4. Социология Карла Маркса
- 4.2. Марксизм, марксизмы и социология Маркса
- 4.3. Идейно-теоретические истоки
- 4.4. Философская антропология. Человек и общество
- 4.5. Материалистическое понимание истории
- 4.6. Методология
- 4.7. Теория социальных систем
- 4.8. Теория социального развития. Социальная революция
- 4.9. Теория классов и классовой борьбы
- 4.10. Социология познания
- 4.11. Заключение
3. Позитивизм как обоснование науки
Конт относится отрицательно ко всему отрицательному, разрушительному, критическому. Он противопоставляет духу отрицания и в теории, и в действительности, принесенному Революцией (впрочем, разрушившей то, что было достойно разрушения), созидательный, позитивный дух. Категория “позитивного” становится наиболее общей и главной в его мировоззрении, поэтому “позитивизм” и другие слова, производные от “позитивного”, становятся основными терминами для обозначения контовского учения.
Что же такое “позитивное” в истолковании основателя позитивизма? Он указывает пять значений этого слова [4, 34–36]:
1) реальное в противовес химерическому;
2) полезное в противовес негодному;
3) достоверное в противовес сомнительному;
4) точное в противовес смутному;
5) организующее в противовес разрушительному2.
К этим значениям Конт добавляет такие черты позитивного мышления, как тенденция всюду заменять абсолютное относительным, его непосредственно социальный характер, а также тесная связь с всеобщим здравым смыслом [4, 36–39, 53–56].
Место позитивного мышления в системе Конта можно понять только в связи с его знаменитым законом “трех стадий”,или “трех состояний”, который он считал своим главным открытием.
Согласно этому закону, индивидуальный человек, общество и человечество в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии [там же, 10–21].
1) На теологической, или фиктивной, стадии человеческий разум стремится найти либо начальные, либо конечные причины явлений, он “стремится к абсолютному знанию”. Теологическое мышление, в свою очередь, проходит три фазы развития: фетишизм, политеизм, монотеизм. Эта стадия была необходимой для своего времени, так как обеспечивала предварительное развитие человеческой социальности и рост умственных сил. Но притязания теологии проникать в предначертания Провидения безрассудны и подобны предположению о том, что у низших животных существует способность предвидеть желания человека или других высших животных.
2) На метафизической, или абстрактной, стадии человеческое мышление также пытается объяснить внутреннюю природу явлений, их начало и предназначение, главный способ их образования. Но в отличие от теологии метафизика объясняет явления не посредством сверхъестественных факторов, а посредством сущностей или абстракций. На этой стадии спекулятивная, умозрительная часть очень велика “вследствие упорного стремления аргументировать вместо того, чтобы наблюдать” [там же, 16]. Метафизическое мышление, составляя, как и теологическое, неизбежный этап, по своей природе является критическим, разрушительным. Его черты в значительной мере сохраняются и в современную эпоху.
3) Основной признак позитивной, или реальной, или научной стадии состоит в том, что здесь действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению. На этой стадии ум отказывается от недоступного определения конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простому исследованию законов, т. е. “постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями” [там же, 17].
Иногда Конт высказывается не только против изучения “конечных” причин, но и против исследования причинности вообще, утверждая, что наука должна заменить вопрос “почему” вопросом “как”. Сам он, однако, в своих сочинениях нередко высказывается о причинах тех или иных явлений.
Позитивное мышление, которому свойственны отмеченные выше признаки, далеко и от эмпиризма, и от мистицизма. Согласно закону трех стадий, все науки и все общества неизбежно завершают свою эволюцию на позитивной стадии. Именно на третьей стадии формируется истинная, т. е. позитивная наука, цель которой — познание не фактов (они составляют для нее лишь необходимый сырой материал), а законов. Существование неизменных естественных законов – условие существования науки; их познание с целью рационального предвидения — ее предназначение.
Конт исходит из представления о единстве и иерархической структуре всего бытия, включая человеческое. На основе такого представления он строит свою классификацию наук, получившую широкую известность. Эта классификация включает в себя шесть основных наук: математику, астрономию, физику, химию, биологию и социологию.
Характерно, что в этой классификации нет философии и психологии. Отсутствие первой объясняется тем, что Конт не мыслил философию в качестве особой отрасли знания: для него позитивная философия — это та же наука, наблюдающая наиболее общие законы, обобщающая результаты частных наук и обеспечивающая их единство. Отсутствие психологии объясняется тем, что тогдашняя психология была преимущественно интроспективной, основанной на самонаблюдении, что, по Конту, не позволяло считать ее наукой, тем более, что в период создания своей классификации он придавал главное значение “объективному” методу, основанному на внешнем наблюдении.
Каждая из перечисленных наук представляет собой своего рода ступень по отношению к последующей. Каждая из них заимствует у предыдущей ее методы и добавляет к ним еще свой собственный, обусловленный спецификой изучаемого объекта. Все науки проходят в своем развитии теологическую, метафизическую и позитивную стадии; только на последней они становятся науками в собственном смысле. На вершине иерархии наук находится социология.