История религий — Вероучительная основа Христианства

Вероучительная основа Христианства

Становление и формирование христианского мировоззрения.

Огромную роль в становлении мировоззрения христианства сыграла античная, в первую очередь греческая философия. О нравственно-религиозном реформировании жизни, о душе, ее страдании в телесной оболочке и вечном блаженстве в загробной жизни говорили еще в VIII в. до н.э. орфики (их легендарным основателем считается поэт Ор­фей). На несколько столетий позже о гармонии мира. переселении душ и нравственном поведении человека размышляли последователи матема­тика и философа Пифагора (пифагорейцы).

Одним из первых в европейской традиции начал рассматривать че­ловека как нравственное существо, провозгласив умеренность доброде­телью, загадочный Сократ (V- IV вв. до н. э.). Великий мыслитель древности Платон Афинский, ученик Сократа, утверждал, что матери­альный мир вторичен, призводен от мира идей, что Бог (понимаемый им как высшая идея блага) сотворил мир, начав с мировой души, частью ко­торой является душа каждого человека. Душа, по Платону, бессмертна, а человек в жизни должен стремиться к добродетели.

Стоики — последователи философской школы, берущей свое нача­ло от Зенона (IV-III в. до н. э.), учили, что необходимо жить в свобо­де от страстей, в воздержании, сообразно с разумом и природой. Назва­ние этого течения происходит от афинского портика Stoa poikile, где собирались ученики Зенона. Иные воззрения проповедовали эпикурей­цы - последователи древнегреческого философа Эпикура, жившего в IV-III вв. до н. э. Они призывали к спокойствию, невозмутимости и от­давали предпочтение материальным радостям жизни.

Одним из позднейших в античной философии было течение неоплатоников (основатель Плотин, живший в III. н. э.). В этой философии со­единились элементы учения Платона, стоиков, пифагорейцев, а также мистические элементы восточных религий и раннего христианства. Ма­териальный мир — это лишь низшее звено, творение высшего духа, идеи. Следовательно, когда мы познаем мир, чувство, вера и интуиция выше и ценнее разума и человеческого опыта — утверждали неоплатоники.

От неоплатонизма был уже один шаг до ранней христианской патри­стики (то лат. Раtег — отец) — то есть учения первых христианских богословов, Отцов Церкви (как их стали потом называть). Многие из них были греками и творили в окружении еще существовавшей тогда, но доживающей последние дни античной культуры. Теологическая система христианства (основы христианского учения о Боге) сформировалась, таким образом, не на пустом месте, а на основе греческой философии. Конечно, это не было простым заимствованием. Христианские филосо­фы взяли за основу научный язык и понятийный аппарат своих античных предшественников, но наполнили философию новым и подчас противо­положным содержанием.

Почти одновременно с началом христианства в Алексан­дрии (Северная Африка) появилась очень важная для пони­мания истоков христианства философская школа, из учения которой непосредственно вытекают некоторые важные идеи христианского мировоззрения. Это школа Филона Александрийского (ок. 25 г. до н.э.). Этот философ связал некоторые положения древнееврейской монотеистичес­кой религии с уже известными вам идеями древнегреческой философии. Филон разработал учение о некоем посреднике между Богом и людьми. Иногда он изображался в виде «на­местника Божия» на Земле, а чаще — в виде высшей идеи, что по-древнегречески звучит как Логос (букв, с гр. слово). Откройте Евангелие от Иоанна. Первые его строки — «Вна­чале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Это совпадение, безусловно, не случайное, так же как и совпа­дение с христианским учением о том, что Христос пришел в мир как «Помазанник Божий», посредник между Богом и людьми.

Формирование христианского вероучения.

Христианство, выступавшее как отрицание язычества, являлось в то же время, в определенной степени, продолжением традиций народов Средиземноморья. Особенно велико было влияние иудаизма, из которого в христианство перешел целый ряд элементов вероучения:

1. Христианство сохранило священные книги иудаизма под названием Ветхого Завета.

2. Иудейский бог Яхве по существу перешел в христианство под именем Бога- Отца.

3. Христианство заимствовало из иудаизма учение о мессии. Только согласно иудейскому вероучению, Мессия еще не разу не приходил, а христиане полагают, что Мессия (то есть Иисус Христос) уже являлся один раз и ожидают его Второго пришествия.

4. Из иудаизма христианством был также взят принцип монотеизма.

Однако в христианстве возникли и свои собственные догматы, отличающие его даже от родственных ему монотеистических религий: иудаизма и возникшего позднее ислама. Это прежде всего учение о Троице, согласно которому Бог един по существу, но троичен в лицах: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой. Учёние о триедином Боге — это самое важное положение вероучения христианства, являющееся основой всей его догматики. Не менее важными положениями христианского учения являются догматы о муках и крестной смерти Иисуса Христа, Его искуплении унаследованного людьми от прародителей Адама и Евы греха, Его Воскресении и Вознесении на Небо. Вместе с тем христианство испытало влияние и некоторых других религий, в частности — зороастризма (религии древних персов). Считается, что в христианстве дуализм доброго и злого Бога (Бога и Сатаны), возникло именно под влиянием зороастризма, для которого было характерно представление о противоборстве в мире двух богов, один из которых олицетворял добро, свет, правду, жизнь, а другой — зло, тьму, ложь и смерть. Христи­анское учение об аде и рае, как принято считать, также восходит своими корнями к зороастризму.

Утверждение основ христианского вероучения.

Общепринятые истины христианства, его основные неиз­менные положения (догматы) утверждались в острой борь­бе с ересями (от греческого слова, означающего особое веро­учение, школу). Эта борьба шла несколько столетий, но {сначала враги христиан находились как бы вне самого хрис­тианства, а позже внутри него. Уже в первом веке нашей эры защитникам христианских истин — апологетам (как их называли по-гречески) при­шлось выдержать острую схватку с последователями Филона Александрийского. Несмотря на то, что этот философ и создал теорию о посреднике между Богом и людьми божественном Логосе, но в число христиан не вошел (да и не успел бы, потому что умер почти одновременно с Христом). В его учении были объединены разные философские взгляды: от Востока до античной Греции. Такое смешение не могло нра­виться христианам. Но самое Главное расхождение последователей Филона и христиан состояло в том, что первые при­знавали возможность познания Бога с помощью разума, а христиане — только через чувство, в первую очередь через веру. Как вы знаете из евангельской притчи о Фоме, они ста­вили веру во Христа выше разума. Рациональные, разумные последователи Филона получили в связи с этим название — гностики (от греческого слова гносис — разум). Они стали одними из первых идейных противников (оппонентов) христиан.

Приблизительно через сто лет, то есть во II в., христианс­ким апологетам пришлось столкнуться со сторонниками про­рока Манихея, жившего в Персии. Предание говорит, что сначала он был христианином и даже священником, но потом совершил поездку по восточным странам, добрался до само­го Китая и изменил свои взгляды. Этот философ и религиоз­ный вождь соединил идеи христианства с учениями Будды, Заратустры и других восточных мудрецов. Манихей утверж­дал, что только он сам способен передавать людям учение ис­тинного Бога, а рассказы о Спасителе, явившемся в Святой Земле — выдумка и лжесвидетельство. Вероятно, этот неза­урядный человек вызывал недовольство своей гордыней у всех: христиан, язычников — римлян, а также у местных пер­сидских властителей — последователей авестийских язычес­ких верований. Однажды вавилонский царь вызвал его к себе и приказал вступить в открытый спор с верховным зороастрийским (парсийским) жрецом государства. Так как Манихей отказался от полемики, ему было предложено публично совер­шить чудеса и выпить чашу расплавленного свинца для дока­зательства того, что он настоящий пророк. Пить свинец этот еретик не стал, чудес также не совершил, после чего ему не оставалось ничего, кроме того, чтобы оказаться распятым на кресте. Что в рассказах об этой полулегендарной личности правда, а что выдумка — сказать трудно. Последователи про­рока — манихейиы — еще долго молились ему как богу. Манихейцы учили, что мир состоит из двух противостоящих друг другу начал света и тьмы. Под тьмой они понимали мир материальный. Тьма вторгается в мир света, начинается борьба двух начал. Некий первочеловек, который послан Богом для борьбы с силами зла, терпит по­ражение и попадает в плен к дъяволу. Человек, по мнению манихейцев, содержит в себе оба начала душа — божественна, а плоть, тело — творение тьмы. Душа томится в оковах плоти как огонь в закрытом со­суде. Человеку предстоит пережить схватку света и тьмы, для его спа­сения из царства света и был послан на землю пророк Манихей. Взгляды манихейства на мир, на сущность добра и зла были и остаются очень распространенными среди людей. Они сохранились и дошли до нашего времени в виде замечательной и очень поэтичной манихейской литературы. Проявления ма­нихейства были заметны в средневековой Европе в учениях некоторых христианских сект: богомилов, катаров, альбигой­цев. Черты манихейства свойственны некоторым современным религиозным учениям.

Ряд спорных вопросов был связан с различными толкованиями догмата Троицы: как соотносятся между собой лица Святой Троицы? Равны ли они, или Бог-Отец стоит выше Бога-Сына? Все ли ипостаси Троицы существуют извечно или Бог-Сын, как рождённый Богом-Отцом, не вечен? Обсуждение этих вопросов получило в религиозной литературе название тринитанрных споров ( от лат. — троица). Не менее острыми были и прения об Иисусе Христе. Как известно, в Евангелиях он не только выступает как Сын Божий, но и явно наделён человеческими чертами. Уже в первые века христианства утвердилось мнение, что Иисус Христос — Богочеловек, то есть и Бог, и человек одновременно. При всём при этом возникали новые вопросы: как сочетаются в нём две природы — Божественная и человеческая? Преобладает ли одна из них или нет? Эти вопросы и составили предмет, так называемых христологических споров или дискуссий.