История религий — Возникновение христианства
- История религий
- Религия как социальное явление
- Социальные функции и роль религии
- Основные элементы структуры религии
- Происхождение религии и её ранние формы
- Иудаизм библейской эпохи. Состав ветхого завета
- Исторические книги Ветхого завета
- Поучительные и поэтические книги Ветхого Завета
- Иудаизм эпохи диаспоры
- Современный иудаизм
- Возникновение христианства
- Проблема историчности основателя христианства
- Вероучительная основа Христианства
- Споры о троице и возникновение арианства
- Оригинальные черты вероучения христианства
Христианство — самая распространенная из всех мировых религий, в настоящее время его исповедует около 1,5 млрд. человек. Христианству исторически принадлежит практически все народы Европы, Америки, Австралии, а также население некоторых стран Африки и Азии. В форме православия христианство является традиционной религией большинства народов Российской Федерации.
Евангельские рассказы об Иисусе Христе. Согласно Евангелиям, на рубеже старой и новой эры в Иудее в семье плотника Иосифа родился сын Иисус. Он и был тем самым Мессией, появления которого уже несколько столетий ожидали жители Иудеи. Когда он вырос, он принял крещение в водах реки Иордан, выбрал себе из простолюдинов двенадцать учеников-апостолов (Петра, Иоанна, Матфея, Андрея и др.) и, совершая обход земель Иудеи и сопредельных районов начал призывать народ к покаянию Он возвестил, что близок конец света, когда Бог уничтожит всех грешников, отберет праведников и на развалинах греховного мира построит себе царство Божье.
Однако проповедническая деятельность Иисуса привела его к конфликту с первосвященниками Иерусалимского храма, которые отказались признать в нем мессию. Преданный одним из своих учеников Иудой Искариотом, Иисус Христос был схвачен, предан для суда римскому прокуратору Иудеи Понтию Пилату и осужден на казнь через распятие. Своими муками на кресте он искупил первородный грех людей. На третий день после казни он воскрес и в течение еще сорока дней чудесным образом являлся своим ученикам, а потом вознесся на небо, обещая вернуться на землю в определенные, но тайные для всех сроки второго пришествия и завещая апостолам проповедовать свое учение среди всех народов мира. Согласно традиционной церковной точки зрения, место возникновения христианства — Палестина; время возникновения — первая половина I века н.э.; основатель — Богочеловек Иисус Христос.
Исторические условия возникновения христианства. Христианство возникло первоначально как течение в иудаизме. Самые ранние христианские общины, очевидно зародились в Иудее в первые десятилетия нашей эры, но вскоре большинству их пришлось покинуть эту страну и, христианство получает распространение среди евреев диаспоры и вскоре находит себе приверженцев из числа, так называемых, язычников, то есть — неиудеев.
О географических пределах, в которых происходило формирование христианства в середине и второй половине первого века, дают представление книги Нового Завета. Так, в Апокалипсисе автор обращается к своим единоверцам, живущим в городах Малой Азии: Эфесе, Смирне, Филадельфии и других. Послания апостола Павла адресованы христианским общинам, расположенным в Риме, Коринфе, Фессалониках, Эфесе и других городах Греции и Малой Азии. О том, что христианство складывалось преимущественно среди евреев диаспоры свидетельствует и тот факт, что все (или почти все) книги Нового Завета написаны на греческом языке, которым пользовались в качестве разговорного именно евреи, жившие за пределами Палестины. В начале нашей эры все эти страны: Иудея, Малая Азия, Греция и многие другие входили в состав Римской империи, громадного рабовладельческого государства, которое в I-III вв. испытывало глубокий социально-экономический кризис. Время, предшествовавшее происхождению христианства было наполнено ожесточенной социальной борьбой. Рим сотрясали восстания рабов, крупнейшим из которых было восстание под руководством Спартака (74-71 гг. до н. э.). Следствием их жестокого подавления было распространение среди социальных низов отчаяния и бессилия. Утверждение в I веке н. э. Римской империи привело к упадку политической активности свободных граждан Рима. Правление многих императоров (Нерон и др.) носило ярко выраженный тиранический характер. В результате и в верхах римского общества распространяется настроение пессимизма. В крайне тяжелом положении находились покоренные Римом народы. Завоеватели попирали безжалостно местные законы и обычаи. Многочисленные антиримские восстания неизменно заканчивались поражением. И здесь утрата надежд на возвращение независимости порождала всеобщую апатию и деморализацию. Как обычно и бывает в подобных случаях, люди обращались за утешением к религии. Но старые языческие религии не могли дать такого утешения.
Язычество, совсем иначе, чем христианство, смотрело на земную жизнь и загробное существование. Некоторые языческие религии не предполагали идею загробного существования, другие, например, древнегреческая религия рисовали загробную жизнь в мрачных красках. Следовательно, такие религии не могли дать утешение тем людям, которые не могли добиться улучшения условий земного существования.
Христианство же смогло дать им такое утешение. В первые десятилетия своего существования христианство достигало этого с помощью учения о скором конце света и Страшном Суде, которые уничтожат все царящее в этом мире зло и несправедливость. Отражением этих настроений является одно из самых мрачных сочинений Нового Завета — Апокалипсис, но и в более поздних книгах находятся упоминание о скором конце света. Потом эти идеи отходят на второй план, конец света переносится на неопределенно отдаленную перспективу, а в качестве основной утешительной идеи выступает уже учение о загробном воздаянии. Именно туда, на ожидающий каждого человека после смерти суд, переносится наказание грешников и воздаяние — праведникам. Причем ранее христианство обещало райское блаженство в первую очередь, беднякам и обездоленным.
Возникновение и становление христианской церкви.
Христианская вера рождалась и утверждалась в муках и гонениях. Первые христиане по образцу самого Христа становились мучениками, претерпевали унижения и страдания. Новая вера считалась опасной как для иудейского священства, так и для римских властей. Римские императоры были язычниками и вели образ жизни, прямо противоположный заповедям Христа. Немалую роль в неприятии христианства играла и определенная инертность человеческой мысли, нравственная неподготовленность людей к восприятию новой религии. Христианство представляло прямую угрозу для власть имущих того времени, оно являлось, как говорят культурологи, «контркулътурой», которая отстаивала себя в борьбе, утверждая свою истину стойкостью духа, словом и личным примером.
Первыми распространителями христианства стали 12 апостолов (букв, с гр. посланники), они основали христианские общины. Самые известные из апостолов — Петр (считающийся основателем христианской церкви), Павел (бывший ярый фарисей, который не был прямым учеником Христа, но, уверовав в него, очень много сделал для разъяснения в своих проповедях учения Иисуса), Андрей (распространявший христианство в разных странах, в том числе и в России, и, по версии древнерусской летописи «Повести временных лет», основавший Киев).
Христианское предание подробно рассказывает о каждом из апостолов. Очень драматична и поучительна история Павла. Он носил два имени — латинское (Павел) и еврейское — Савл. Это был очень одаренный юноша из фарисейской семьи. Он получил отличное образование в иудейской школе, хорошо ориентировался в античном наследии и признавал за древнегреческой (языческой) литературой огромное значение. Как и большинство фарисеев, Павел не увидел в безвестном Христе из Назарета Мессию. Он не только фанатично спорил с первыми христианами, но и лично участвовал в гонениях на них. На его совести была кровь одного их первых христианских мучеников — Стефана: Павел был одним из тех, кто до смерти «побил его камнями». Но вскоре, по пути в Дамаск (куда он направлялся, чтобы с удвоенной энергией бороться с христианами), на него снизошло озарение и жизнь Павла круто переменилась. Из гонителя он превратился в горячего проповедника и миссионера христианства. В 65 году н.э. за свою веру он был приговорен императором Нероном к обезглавлению и казнен вместе с апостолом Петром. Можно по-разному относиться к рассказам о деятельности апостолов: в них есть противоречия, временные несоответствия. Но факт быстрого распространения христианского учения налицо. На смену первым апостолам пришло их «второе поколение», затем третье и т.д. Апостолы, по мнению христиан, несли не только истины учения Христа, но и благодать (по гр. харизма), т.е. особую божественную силу, которая передавалась через специальный священнодейственный акт рукоположения в священство.
В первые века христианства появились христианские святые — мученики и мученицы за веру (Вера, Надежда, Любовь, Варвара, Екатерина и др.). Культ святых — людей, наделенных за праведность и стойкость особыми выдающимися свойствами и способностями, — очень важен в католичестве и особенно в православии. Святые выступают в качестве заступников, посредников между людьми и Богом (протестанты отрицают культ святых).
В раннехристианской церкви постепенно сформировалось учение о семи Таинствах: крещении, миропомазании, причащении, покаянии, елеоосвящении (обязательных для всех христиан), а также браке и священстве (не обязательных). С христианской точки зрения принято различать Таинство и обряд. Первое имеет божественное происхождение и связано с внутренней духовно-нравственной жизнью верующего человека. У обряда — церковное происхождение: он создан не самим Богом, а людьми. Обряд направлен на жизнь и деятельность человека в реальном мире и обществе (например, обряд освящения жилища или корабля, уходящего в далекое плавание). Вначале христиане, гонимые властями империи, собирались для своих молитв тайно, под покровом ночи (в память об этом в православной церкви служится Всенощная, т.е. богослужение, которое длилось в древности «всю ночь»). Складывались тексты молитв и песнопений, утверждался единый порядок хода богослужений. Авторами «чинов» (т.е. текста и последовательности важнейших служб) выступали, как называют их христиане, Отцы церкви — наиболее авторитетные и заслуженные ее устроители и святые. Это Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и др. Они пережили доносы, гонения, странствия, но не только сохранили и укрепили веру, но и заложили основы современной христианской церкви. Отцы церкви создали чин литургии (с гр. богослужение) — главного богослужения христиан, которое у католиков называется мессой. Для осуществления богослужений в церкви появились диаконы (букв, служители), епископы (сверху смотрящие), т.е. начала вырисовываться система христианской церковной иерархии (букв, с гр. священной власти). Со временем в христианской церкви установились три степени священства: дьяконство, иерейство и пресвитерство, сохранившиеся у православных и католиков по сей день. Священнослужители назывались также клир (с гр. жребий). Это может свидетельствовать о том, что в ранней христианской церкви священнослужители выбирались по жребию из мирян. Однако, это название могло иметь и другой оттенок: клир — жребий к особому апостольскому призванию, которое дано далеко не всякому. В первые века христианства зародилось и христианское монашество (от гр. монос — один, монастырь — букв, уединенное жилище). Находились люди, которые по примеру апостолов отрекались от земных благ, служа делу распространения новой веры. Вообще идея воздержания, самоограничения во имя духовного совершенствования (а не как самоцель или средство оздоровления своего тела!) очень характерна для христианского учения. Вспомните хотя бы пребывание Иисуса Христа в пустыне. Однако жить в самоограничении может не каждый человек, что было отмечено еще древними мудрецами.
Появление монашества относится к IV в., когда некоторые христиане стали удаляться от мира, превращаясь в пустынников, отшельников. Монахами были многие учителя и Отцы церкви. Один из знаменитых отшельников — старец Антоний Великий — жил в Египте в III—IV вв. Он раздал свое имущество и ушел в пустыню, где боролся с искушавшими его демонами, являвшимися в виде диких животных. Прожил Антоний более ста лет. Постепенно возникла и идея коллективного общего жития монахов (так называемая киновия). Основателем общежитийного монашества был Пахомий, также прозванный Великим. Он создал первый устав коллективной монашеской жизни.
В IV в. н.э. огромная Римская империя распалась на две части: Западную и Восточную (Византию). Окончательное разделение произошло в 395 г., однако упадок западной части государства и столицы — Рима начал ощущаться гораздо раньше. История Византии, как вы знаете, имела длинное продолжение, а Западная Римская империя пала под ударами варваров немногим менее чем через столетие после разделения. Постепенно враждебное отношение римских императоров к христианству стало меняться. Следует отметить осознание новой веры и, что немаловажно, власти увидели в христианстве могучую силу, которую можно поставить себе на службу. Из гонимой христианская церковь превратилась в наиболее авторитетную, господствующую и государственную. Решительный шаг сделал в этом направлении римский император Константин Великий (285—337 гг ). Большое влияние а Константина его мать Елена. Елена была причислена к лику святых. Сохранив значение язычества в империи, Константин издал в 313 г. знаменитый Миланский эдикт, уравнивавший в правах христианство и другие религии. В православии Константин причислен к лику святых как равноапостольный (т.е. равный по значению апостолам), в католичестве он очень уважаем, но не считается святым. Фактически после появления Константина, при императоре Юлиане (Отступнике), несмотря на временную утрату своего влияния, христианство утвердилось в качестве государственной религии Римской империи, а Византия стала оплотом восточного христианства. С этого времени христианство действительно становится основой для всей будущей европейской цивилизации.