История религий — Возникновение христианства

Возникновение христианства

Христианство — самая распространенная из всех мировых религий, в настоящее время его исповедует около 1,5 млрд. человек. Христианству исто­рически принадлежит практически все народы Европы, Америки, Австралии, а также население некоторых стран Африки и Азии. В форме православия христианство является традиционной религией большинства народов Российской Федерации.

Евангельские рассказы об Иисусе Христе. Согласно Евангелиям, на рубеже старой и новой эры в Иудее в семье плотника Иосифа родился сын Иисус. Он и был тем самым Мессией, появления которого уже несколько столетий ожидали жители Иудеи. Когда он вырос, он принял крещение в водах реки Иордан, выбрал себе из простолюдинов двенадцать учеников-апостолов (Петра, Иоанна, Матфея, Андрея и др.) и, совершая обход земель Иудеи и сопредельных районов начал призывать народ к покаянию Он возвестил, что близок конец света, когда Бог уничтожит всех грешников, отберет праведников и на развалинах греховного мира построит себе царство Божье.

Однако проповедническая деятельность Иисуса привела его к кон­фликту с первосвященниками Иерусалимского храма, которые отказались при­знать в нем мессию. Преданный одним из своих учеников Иудой Искариотом, Иисус Христос был схвачен, предан для суда римскому прокуратору Иудеи Понтию Пилату и осужден на казнь через распятие. Своими муками на кресте он искупил первородный грех людей. На третий день после казни он воскрес и в течение еще сорока дней чудесным образом являлся своим ученикам, а по­том вознесся на небо, обещая вернуться на землю в определенные, но тайные для всех сроки второго пришествия и завещая апостолам проповедовать свое учение среди всех народов мира. Согласно традиционной церковной точки зрения, место возник­новения христианства — Палестина; время возникновения — первая половина I века н.э.; основатель — Богочеловек Иисус Христос.

Исторические условия возникновения христианства. Христианство возникло первоначально как течение в иудаизме. Самые ранние христианские общины, очевидно зародились в Иудее в первые десятилетия нашей эры, но вскоре большинству их пришлось покинуть эту страну и, христианство получает распространение среди евреев диаспоры и вскоре находит себе приверженцев из числа, так называемых, язычников, то есть — неиудеев.

О географических пределах, в которых происходило формирование христианства в середине и второй половине первого века, дают представление книги Нового Завета. Так, в Апокалипсисе автор обращается к своим едино­верцам, живущим в городах Малой Азии: Эфесе, Смирне, Филадельфии и дру­гих. Послания апостола Павла адресованы христианским общинам, располо­женным в Риме, Коринфе, Фессалониках, Эфесе и других городах Греции и Малой Азии. О том, что христианство складывалось преимущественно среди евреев диаспоры свидетельствует и тот факт, что все (или почти все) книги Нового Завета написаны на греческом языке, которым пользовались в качестве разго­ворного именно евреи, жившие за пределами Палестины. В начале нашей эры все эти страны: Иудея, Малая Азия, Греция и многие другие входили в состав Римской империи, громадного рабовладельческо­го государства, которое в I-III вв. испытывало глубокий социально-экономический кризис. Время, предшествовавшее происхождению христианства было наполнено ожесточенной социальной борьбой. Рим сотрясали восстания рабов, крупнейшим из которых было восстание под руководством Спартака (74-71 гг. до н. э.). Следствием их жестокого подавления было распространение среди социальных низов отчаяния и бессилия. Утверждение в I веке н. э. Римской империи привело к упадку политической активности свободных граждан Рима. Правление многих императоров (Нерон и др.) носило ярко выраженный тиранический характер. В результате и в верхах римского общества распространяется настроение пессимизма. В крайне тяжелом положении находились покоренные Римом народы. Завоеватели попирали безжалостно местные законы и обычаи. Многочисленные антиримские восстания неизменно заканчивались поражением. И здесь утрата надежд на возвращение независимости порождала всеобщую апатию и деморализацию. Как обычно и бывает в подобных случаях, люди обращались за утешением к религии. Но старые языческие религии не могли дать такого утешения.

Язычество, совсем иначе, чем христианство, смотрело на земную жизнь и загробное существование. Некоторые языческие религии не предпо­лагали идею загробного существования, другие, например, древнегреческая религия рисовали загробную жизнь в мрачных красках. Следовательно, такие религии не могли дать утешение тем людям, которые не могли добиться улучшения условий земного существования.

Христианство же смогло дать им такое утешение. В первые десятиле­тия своего существования христианство достигало этого с помощью учения о скором конце света и Страшном Суде, которые уничтожат все царящее в этом мире зло и несправедливость. Отражением этих настроений является одно из самых мрачных сочинений Нового Завета — Апокалипсис, но и в более поздних книгах находятся упоминание о скором конце света. Потом эти идеи отходят на второй план, конец света переносится на неопределенно отдаленную перспективу, а в качестве основной утешительной идеи выступает уже учение о загробном воздаянии. Именно туда, на ожидающий каждого человека после смерти суд, переносится наказание грешников и воздаяние — праведникам. Причем ранее христианство обещало райское блаженство в первую очередь, беднякам и обездоленным.

Возникновение и становление христианской церкви.

Христианская вера рождалась и утверждалась в муках и гонениях. Первые христиане по образцу самого Христа стано­вились мучениками, претерпевали унижения и страдания. Но­вая вера считалась опасной как для иудейского священства, так и для римских властей. Римские императоры были язычника­ми и вели образ жизни, прямо противоположный заповедям Христа. Немалую роль в неприятии христианства играла и оп­ределенная инертность человеческой мысли, нравственная не­подготовленность людей к восприятию новой религии. Христи­анство представляло прямую угрозу для власть имущих того времени, оно являлось, как говорят культурологи, «контркулътурой», которая отстаивала себя в борьбе, утверждая свою истину стойкостью духа, словом и личным примером.

Первыми распространителями христианства стали 12 апо­столов (букв, с гр. посланники), они основали христианские общины. Самые известные из апостолов — Петр (считаю­щийся основателем христианской церкви), Павел (бывший ярый фарисей, который не был прямым учеником Христа, но, уверовав в него, очень много сделал для разъяснения в своих проповедях учения Иисуса), Андрей (распространявший хри­стианство в разных странах, в том числе и в России, и, по вер­сии древнерусской летописи «Повести временных лет», осно­вавший Киев).

Христианское предание подробно рассказывает о каждом из апосто­лов. Очень драматична и поучительна история Павла. Он носил два име­ни — латинское (Павел) и еврейское — Савл. Это был очень одарен­ный юноша из фарисейской семьи. Он получил отличное образование в иудейской школе, хорошо ориентировался в античном наследии и призна­вал за древнегреческой (языческой) литературой огромное значение. Как и большинство фарисеев, Павел не увидел в безвестном Христе из На­зарета Мессию. Он не только фанатично спорил с первыми христиана­ми, но и лично участвовал в гонениях на них. На его совести была кровь одного их первых христианских мучеников — Стефана: Павел был од­ним из тех, кто до смерти «побил его камнями». Но вскоре, по пути в Дамаск (куда он направлялся, чтобы с удвоенной энергией бороться с христианами), на него снизошло озарение и жизнь Павла круто переме­нилась. Из гонителя он превратился в горячего проповедника и миссио­нера христианства. В 65 году н.э. за свою веру он был приговорен импе­ратором Нероном к обезглавлению и казнен вместе с апостолом Петром. Можно по-разному относиться к рассказам о деятельнос­ти апостолов: в них есть противоречия, временные несоответ­ствия. Но факт быстрого распространения христианского уче­ния налицо. На смену первым апостолам пришло их «второе поколение», затем третье и т.д. Апостолы, по мнению хрис­тиан, несли не только истины учения Христа, но и благодать (по гр. харизма), т.е. особую божественную силу, которая пе­редавалась через специальный священнодейственный акт ру­коположения в священство.

В первые века христианства появились христианские свя­тые — мученики и мученицы за веру (Вера, Надежда, Лю­бовь, Варвара, Екатерина и др.). Культ святых — людей, наделенных за праведность и стойкость особыми выдающи­мися свойствами и способностями, — очень важен в католи­честве и особенно в православии. Святые выступают в каче­стве заступников, посредников между людьми и Богом (протестанты отрицают культ святых).

В раннехристианской церкви постепенно сформировалось учение о семи Таинствах: крещении, миропомазании, прича­щении, покаянии, елеоосвящении (обязательных для всех хри­стиан), а также браке и священстве (не обязательных). С хри­стианской точки зрения принято различать Таинство и обряд. Первое имеет божественное происхождение и связано с внутренней духовно-нравственной жизнью верующего человека. У обряда — церковное происхождение: он создан не самим Богом, а людьми. Обряд направлен на жизнь и деятельность человека в реальном мире и обществе (например, обряд освя­щения жилища или корабля, уходящего в далекое плавание). Вначале христиане, гонимые властями империи, собирались для своих молитв тайно, под покровом ночи (в память об этом в православной церкви служится Всенощная, т.е. богослуже­ние, которое длилось в древности «всю ночь»). Складывались тексты молитв и песнопений, утверждался единый порядок хода богослужений. Авторами «чинов» (т.е. текста и последо­вательности важнейших служб) выступали, как называют их христиане, Отцы церкви — наиболее авторитетные и заслу­женные ее устроители и святые. Это Василий Великий, Гри­горий Богослов, Иоанн Златоуст и др. Они пережили доно­сы, гонения, странствия, но не только сохранили и укрепили веру, но и заложили основы современной христианской церк­ви. Отцы церкви создали чин литургии (с гр. богослуже­ние) — главного богослужения христиан, которое у католиков называется мессой. Для осуществления богослужений в церкви появились диа­коны (букв, служители), епископы (сверху смотрящие), т.е. начала вырисовываться система христианской церковной иерар­хии (букв, с гр. священной власти). Со временем в христианс­кой церкви установились три степени священства: дьяконство, иерейство и пресвитерство, сохранившиеся у православных и ка­толиков по сей день. Священнослужители назывались также клир (с гр. жребий). Это может свидетельствовать о том, что в ранней христианской церкви священнослужители выбирались по жребию из мирян. Однако, это название могло иметь и дру­гой оттенок: клир — жребий к особому апостольскому призва­нию, которое дано далеко не всякому. В первые века христианства зародилось и христианское мо­нашество (от гр. монос — один, монастырь — букв, уединенное жилище). Находились люди, которые по примеру апостолов отрекались от земных благ, служа делу распространения но­вой веры. Вообще идея воздержания, самоограничения во имя духовного совершенствования (а не как самоцель или средство оздоровления своего тела!) очень характерна для христианско­го учения. Вспомните хотя бы пребывание Иисуса Христа в пустыне. Однако жить в самоограничении может не каждый человек, что было отмечено еще древними мудрецами.

Появление монашества относится к IV в., когда некоторые христиане стали удаляться от мира, превращаясь в пустынни­ков, отшельников. Монахами были многие учителя и Отцы церкви. Один из знаменитых отшельников — старец Антоний Великий — жил в Египте в III—IV вв. Он раздал свое иму­щество и ушел в пустыню, где боролся с искушавшими его демонами, являвшимися в виде диких животных. Прожил Ан­тоний более ста лет. Постепенно возникла и идея коллектив­ного общего жития монахов (так называемая киновия). Ос­нователем общежитийного монашества был Пахомий, также прозванный Великим. Он создал первый устав коллективной монашеской жизни.

В IV в. н.э. огромная Римская империя распалась на две части: Западную и Восточную (Византию). Окончательное разделение произошло в 395 г., однако упадок западной час­ти государства и столицы — Рима начал ощущаться гораздо раньше. История Византии, как вы знаете, имела длинное про­должение, а Западная Римская империя пала под ударами варваров немногим менее чем через столетие после разделения. Постепенно враждебное отношение римских императоров к христианству стало меняться. Следует отметить осознание новой веры и, что немаловажно, власти увидели в христиан­стве могучую силу, которую можно поставить себе на служ­бу. Из гонимой христианская церковь превратилась в наибо­лее авторитетную, господствующую и государственную. Решительный шаг сделал в этом направлении римский император Константин Великий (285—337 гг ). Большое влияние а Константина его мать Елена. Елена была причислена к лику святых. Сохранив значение язычества в империи, Константин из­дал в 313 г. знаменитый Миланский эдикт, уравнивавший в правах христианство и другие религии. В православии Кон­стантин причислен к лику святых как равноапостольный (т.е. равный по значению апостолам), в католичестве он очень ува­жаем, но не считается святым. Фактически после появления Константина, при императоре Юлиане (Отступнике), несмот­ря на временную утрату своего влияния, христианство утвер­дилось в качестве государственной религии Римской империи, а Византия стала оплотом восточного христианства. С этого времени христианство действительно становится основой для всей будущей европейской цивилизации.