Психология депривированного ребенка
- Психология депривированного ребенка
- Сенсорная депривация
- Двигательная депривация
- Эмоциональная депривация
- Материнская депривация
- Психосоциальная депривация
- Типология депривированной личности ребенка
- Психологическое развитие депривированного ребенка младенческого возраста
- Психологическое развитие депривированного ребенка дошкольного возраста
- Психологическое развитие депривированного ребенка младшего школьного возраста
- Психологическое развитие депривированного ребенка школьного возраста
- Последствия психических травм детства
- Психологические проблемы детей и их профилактика
Типология депривированной личности ребенка
1. Социально гиперактивный тип поведения. Дети вступают в контакт без затруднений и не смущаясь. Они отличаются выраженными тенденциями к действиям напоказ, однако общение бывает поверхностным и непостоянным; чрезвычайно живо интересуются всем происходящим в окружающей их среде, однако сами принимают в этом лишь поверхностное участие.
2. Тип поведения — социальный провокатор. Этот тип поведения проявляется уже в возрасте около 1 года. Дети овладевают вниманием взрослых особым образом — они их провоцируют. Добиваются игрушек злобными вспышками и ни за что их не отдают. Требуют различных преимуществ. В своих отношениях к остальным детям агрессивны и ревнивы. Хотят, чтобы воспитатель был только для них. С ними не удается организовать ни социальной, ни конструктивной игры. Их непрестанные конфликты с другими детьми приводят к тому, что окружающие взрослые просто их наказывают, ограничивают в чем-либо и отказывают им в своей приязни. Такого ребенка педагоги считают просто противным. Однако вскоре они с удивлением обнаруживают, что когда они с этим ребенком одни, вне то это словно подмененный ребенок и он до неузнаваемости мил.
3. Подавленный тип поведения. Ребенок явно пассивный и даже апатичный. У многих детей регрессивные тенденции: умственная отсталость, аутизм. На смену привычной обстановки дети реагируют реакцией подавления, которая может быть одной из наиболее распространенных реакций, с помощью которой ребенок приспосабливается к новой обстановке.
4. Хорошо приспособленный тип поведения. В детских домах есть дети, у которых даже при строгой оценке нельзя заметить каких-либо отклонений или странностей в поведении. Они могут быть соотнесенными с пребыванием в учреждении. Среди них имеются дети, конституционно каким-то образом более стойкие в отношении неблагоприятных жизненных условий, и дети, которые благодаря своему эффективному приспособительному поведению могут и в обедненной стимулами среде иметь возможность для нормального развития.
5. Тип поведения с замещающим удовлетворением аффективных и социальных потребностей. Для этого типа характерен ряд совместных, несколько разнородных признаков. Они не встречаются во всех случаях, все вместе в один и тот же период развития, как у предшествующих типов поведения, а, скорее, следуют один за другим в соответствии с отдельными этапами развития. В этих признаках можно усматривать определенные проявления компенсации за неудовлетворение эмоциональных и социальных потребностей. Например, для детей, воспитываемых с грудного возраста в детских учреждениях, характерно то, что они лучше едят и отличаются большим весом тела, чем дети, которые поступили в учреждения позднее из семей. А некоторые из них едят явно много, с жадностью, просто объедаются. Так они возмещают то, что у них нет собственной матери.