Психология депривированного ребенка
- Психология депривированного ребенка
- Сенсорная депривация
- Двигательная депривация
- Эмоциональная депривация
- Материнская депривация
- Психосоциальная депривация
- Типология депривированной личности ребенка
- Психологическое развитие депривированного ребенка младенческого возраста
- Психологическое развитие депривированного ребенка дошкольного возраста
- Психологическое развитие депривированного ребенка младшего школьного возраста
- Психологическое развитие депривированного ребенка школьного возраста
- Последствия психических травм детства
- Психологические проблемы детей и их профилактика
Психосоциальная депривация
Если отношения привязанности ребенка к матери являются существенной частью нормального развития и если эти отношения формируются через ряд предсказуемых, общих для всех детей ступеней, то необходимо знать, что происходит с ребенком в следующих условиях:
- лишен отношений привязанности или их ход развития нарушается;
- воспитывается в детском доме, и в течение первых лет жизни о нем заботятся многие сменяющие друг друга люди;
- вынужден провести длительное время в больнице;
- начал устанавливать с кем-то тесные отношения и был внезапно разлучен с этим человеком.
Продолжительная госпитализация замедляет развитие когнитивных и сенсорномоторных навыков у младенцев. Еще более негативное действие оказывает на эмоциональное развитие ребенка психосоциальная депривация. В результате психосоциальной депривации возникает так называемое расстройство привязанности (выраженное нарушение общения с окружающими), которое проявляется в двух формах:
1) устойчивое нежелание вступать в контакт или поддерживать общение с окружающими (отсутствие зрительного слежения и реципрокной игры, отсутствие голосового подражания или шаловливости), апатия, снижение или отсутствие спонтанности; в более старшем возрасте отсутствие или недостаточность любопытства или общительности;
2) неразборчивая общительность, например, чрезмерная фамильярность с почти незнакомыми людьми, постоянные просьбы о чем-то и требования повышенного внимания.
Причинами этого служат значительные недостатки в заботе о ребенке:
- постоянное пренебрежение основными эмоциональными потребностями ребенка в комфорте, стимуляции и внимании;
- постоянное игнорирование основных физических потребностей ребенка, включая питание, уборку и защиту от физической опасности и нападения (включая сексуальные оскорбления);
- повторяющаяся смена лиц, осуществляющих уход за ребенком так, что устойчивая привязанность невозможна (частая смена персонала, «отцов» и пр.).
Причинами плохой заботы о ребенке, враждебных действий по отношению к нему или пренебрежения его основными нуждами могут быть: умственная отсталость у родителей, отсутствие у них навыков заботы о ребенке из-за неправильного воспитания, социальная изоляция или депривация, а также преждевременное материнство (во время раннего и среднего подросткового возраста), неспособность отреагировать на потребности ребенка и обеспечить их, доминирование собственных потребностей родителей над потребностями ребенка, слишком частая смена осуществляющих заботу, помещение в детское учреждение, повторные длительные госпитализации или частая смена местожительства. Все это увеличивает вероятность развития у ребенка расстройства реакции привязанности.
По многочисленным свидетельствам врачей и воспитателей детских домов и приютов, последствиями такого отношения к ребенку является его неспособность к благополучию. Часто у этих младенцев бывают гипокинез (малоподвижность), немота, апатия с нарушением спонтанной активности. Они выглядят печальными, несчастными, безрадостными или страдающими, а иногда испуганными и настороженными. У этих детей может быть задержка реакции на стимул (резкий звук, яркий свет), который у нормальных детей вызывает страх или замкнутость.
Из-за постоянного недоедания у большинства этих детей масса тела значительно ниже соответствующей возрасту, окружность головы обычно нормальная для своего возраста, бывает нарушение мышечного тонуса, кожа холоднее и бледнее, чем у нормальных детей, кости обычно недоразвиты. Уровень гормона роста, как правило, нормальный или повышенный, следовательно, нарушение роста у этих детей вторичное по отношению к нарушению питания и нехватке калорий. Такие дети быстро укрепляются физически и набирают массу тела при нормальных условиях жизнедеятельности.
В социальном плане у этих детей обычно бывают аспонтанность и выраженное снижение как инициативы для общения, так и/или реакции взаимодействия с осуществляющим заботу.