Психология депривированного ребенка
- Психология депривированного ребенка
- Сенсорная депривация
- Двигательная депривация
- Эмоциональная депривация
- Материнская депривация
- Психосоциальная депривация
- Типология депривированной личности ребенка
- Психологическое развитие депривированного ребенка младенческого возраста
- Психологическое развитие депривированного ребенка дошкольного возраста
- Психологическое развитие депривированного ребенка младшего школьного возраста
- Психологическое развитие депривированного ребенка школьного возраста
- Последствия психических травм детства
- Психологические проблемы детей и их профилактика
Эмоциональная депривация
В течение жизни большинство людей вовлечены в значимые межличностные отношения. Первая, бесспорно наиболее важная связь устанавливается между младенцем и матерью или тем, кто заботится о ребенке. Связывающие их узы становятся заметно прочнее к тому времени, когда ребенку исполняется 8-9 месяцев. Психологи, описывая эти первые отношения, пользуются термином привязанность, подразумевающим отношения, характеризующиеся сильной взаимозависимостью, интенсивными обоюдными чувствами и жизненно важными эмоциональными связями. На самом деле привязанности возникают у всех людей и, естественно, влияют на их эмоциональную жизнь, на протяжении всей жизни.
Первая привязанность младенца в своем формировании проходит через несколько фаз, которые закладывают фундамент будущего развития. Этот процесс, в котором младенец переходит от смутного сознавания мира к установлению отношений доверия с тем, кто о нем заботится, представляет собой характерную последовательность событий. Первые реакции на привязанность образуют основу для последующих отношений с ровесниками, родственниками, другими взрослыми, супругами или возлюбленными. Ненадежные привязанности могут ограничивать чувство свободы и способность ребенка исследовать окружающий мир, включающий игрушки и иные предметы, новые места и события, незнакомых людей.
Эмоции новорожденных ограничиваются дистрессом и ненапряженным интересом, но уже вскоре ребенок начинает проявлять целый спектр эмоций, таких как печаль, гнев, отвращение и удовольствие. Они возникают и наделяются определенным значением в процессе взаимоотношений младенца с окружающими его людьми. В течение второго года жизни начинают появляться социальные эмоции: гордость, стыд, смущение, вина и сочувствие — по мере того, как начавший ходить ребенок достигает большего понимания себя и других.
Эмоциональное развитие ребенка
Выделяются шесть основных этапов в эмоциональном развитии младенца в рамка первых отношений с окружающими.
1. Приспосабливание и интерес к миру — с момента рождения до 3 месяцев.
2. Влюбленность — от 2 до 7 месяцев.
3. Развитие интенциональной коммуникации — от 3 до 10 месяцев.
4. Появление устойчивого чувства Я — от 9 до 18 месяцев.
5. Развитие эмоционального воображения — от 18 до 36 месяцев.
6. Эмоциональное мышление — базис для развития фантазии, реализма и самооценки — от 30 до 48 месяцев.
Механизмы формирования привязанности
К поведенческим компонентам привязанности относятся:
- сигнализирующее поведение (плач, улыбка, голосовые сигналы), ориентирующее поведение (взгляды);
- локомоции, вызванные поведением другого человека (следование, приближение);
- активные действия, направленные на достижение физического контакта (карабканье, обхватывание руками и прижимание, цеплянье).
Потребность в эмоциональном контакте
Потребность ориентировки в эмоциональном настрое других людей называют потребностью в эмоциональном контакте.
Эмоциональный контакт становится возможным только тогда, когда человек способен к эмоциональному созвучию с состоянием других людей. Однако при эмоциональном контакте существует двусторонний контакт, в котором человек чувствует, что является предметом заинтересованности других, что другие созвучны с его собственными чувствами. Без соответствующего настроя людей, окружающих ребенка, не может быть эмоционального контакта. Дети, потенциально способные к установлению эмоционального контакта, но лишенные его в ранний период развития (вследствие нейтральности или даже эмоциональной неприязни окружающих), теряют способность к такому контакту в будущем. Их синтонность подверглась по какой-либо причине торможению.
Динамика потребности в эмоциональном контакте
Ребенок определенно стремится к эмоциональному контакту. Наблюдения за проявлениями этой потребности свидетельствуют о том, что можно предполагать существование специфического механизма, который так же, как и при других потребностях, толкает ребенка к активности, направленной на удовлетворение потребности доступным для него способом.
Фазы развития потребности в эмоциональном контакте
Каждому из периодов развития ребенка соответствует определенная фаза развития этой потребности эмоционального контакта или, иначе говоря, по мере развития человека его возможности удовлетворения этой потребности существенно изменяются.
До трех лет потребность эмоционального контакта у ребенка удовлетворяется прежде всего в отношениях с одним и тем же известным ему человеком.
На третьем году жизни у ребенка можно наблюдать начало второй фазы, характеризующейся тем, что возможность удовлетворения потребности эмоциональнщго контакта становится многосторонней, охватывая все более широкий круг людей, вначале самых близких, а потом более далеких, поскольку условия окружающей среды не препятствуют этому развитию. Иногда две фазы совмещаются.
Период социального разграничения — третья фаза, когда ребенок лучше всего удовлетворяет свою потребность эмоционального контакта в группе ровесников, потому что контакт со взрослыми становится все более трудным. Третья фаза связана, по-видимому, с тем, что ребенок уже начинает создавать свою собственную, отвечающую его уровню концепцию мира. Он уже имеет свою оценку и свой способ постижения явлений окружающей среды, которого взрослые не понимают или чаще всего не хотят ни понимать, ни терпеть, поскольку это требует от них слишком больших усилий.
Таким образом, на первой и второй фазах удовлетворение потребности в эмоциональном контакте обусловлено приспособлением к достаточно простым и постоянным требованиям семьи, определенной среды. На третьей фазе, высшая точка которой относится к школьному периоду, ребенок, входя в новую и совершенно отличную от домашней школьную среду, должен изменить многие из ранее сложившихся у него привычек и отношений, чтобы найти свое место в группе ровесников.
Последствия неудовлетворения потребности в эмоциональном контакте
Когда в новый период жизни невозможно удовлетворить потребность в эмоциональном контакте, дети, до того времени не испытывавшие в этом затруднения, ощущают чувство отверженности.
Негативные последствия для развития ребенка могут иметь нарушения эмоциональных связей, вызванные плохим обращением с ним.
Опасно сочетание двух факторов: халатного и биологической уязвимости младенца.