Земельное право (лекции, часть 1) — Вопрос 8. Право собственности на земельный участок (Государственная и муниципальная собственность)
- Земельное право (лекции, часть 1)
- Вопрос 1. Предмет, метод земельного права.
- Вопрос 2. Источники земельного права
- Вопрос 3. Конституционные основы земельного права
- Вопрос 4. Система земельного права
- Вопрос 5. Принципы земельного права
- Вопрос 6. Земельные правовые отношения
- Вопрос 7. Земля и земельный участок как объект земельных отношений
- Вопрос 8. Право собственности на земельный участок (государственная и муницаипальная собственность)
- Вопрос 8. Право собственности на земельный участок (частная собственность)
- Вопрос 8. Право собственности на земельный участок (общая собственность)
- Вопрос 9. Иные права на земельные участки
- Вопрос 9. Иные права на земельные участки (право пожизненного наследуемого владения)
- Вопрос 9. Иные права на земельные участки (постоянное пользование)
- Вопрос 9. Иные права на земельные участки (сервитут)
- Вопрос 9. Иные права на земельные участки (аренда земельных участков)
- Вопрос 9. Иные права на земельные участки (безвозмездное срочное пользование)
- Вопрос 10. Основания возникновения прав на земельные участки
- Вопрос 11. Переоформление прав на земельные участки
- Вопрос 12. Основания прекращения прав на земельные участки
Вопрос 8. Право собственности на земельный участок
1. Государственная и муниципальная собственность на землю.
Государственная собственность бывает 2х видов: федеральная собственность и собственность субъектов РФ (региональная). Особенность субъектов государственной собственности в том, что они обладают правом территориального верховенства.
От имени РФ правомочия собственника осуществляют: Правительство РФ, которое свои полномочия может передавать иным федеральным органам власти или юридическим лицам. Основным таким органом является федеральное агентство по управлению государственным имуществом. В отношении региональных земель полномочные органы устанавливаются законами субъектов РФ.
От имени муниципальных образований правомочия собственника осуществляют такие субъекты как муниципальные образования: городские и сельские поселения, муниципальные районы, городские округа и внутригородские территории Москвы и Санкт-Петербурга. В отношении региональных земель полномочные органы устанавливаются НПА органов местного самоуправления.
Объекты. В соответствии с ГК, в государственной собственности находятся все земли за исключением земель, находящихся в муниципальной или частной собственности (презумпция государственной собственности на землю). Порядок разграничения государственной собственности на землю определяется Земельным кодексом, Законом “О введении в действие Земельного кодекса”, Закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”. В муниципальной собственности, как правило, находятся земельные участки, расположенные на территории этих образований.
Основания возникновения государственной и муниципальной собственности.
Государственная собственность на землю возникает:
1. по прямому указанию федеральных законов,
2. по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (напр., сделки, административные акты),
3. при разграничении государственной собственности на землю;
4. дополнительные основания возникновения права собственности на землю городов Москвы и Санкт-Петербурга: правом собственности является добровольный отказ частных лиц на право собственности на соответствующий земельный участок. С момента государственной регистрации прекращения права собственности на такой земельный участок, возникает право собственности Москвы или Санкт-Петербурга, если законами этих субъектов РФ не установлено, что возникает собственность муниципальных образований.
Муниципальная собственность возникает:
1. по прямому указанию Федеральных законов и законов субъектов РФ;
2. по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (напр., сделки, административные акты),
3. в процессе разграничения государственной собственности на землю;
4. муниципальная собственность возникает в отношении земельных участков, от права собственности на которые отказались частные лица, если федеральными законами не предусмотрено иного. С момента государственной регистрации прекращения права собственности возникает муниципальная собственность поселений, городских округов либо муниципальных районов, если земельных участок находится на межселенных территориях.
Из федеральной собственности в собственность субъектов, муниципальных образований передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано до 08.12.2008 г., если: во-первых, земельный участок при разграничении государственной собственности на землю должен быть отнесен соответственно к региональной или муниципальной собственности; во-вторых, к собственности муниципальных районов, поселений, округов относятся земельные участки, если на них расположены здания, находящиеся в федеральной собственности; они переданы федеральным органам власти их территориальным органом, либо созданным ими казенным предприятиям, унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; они переданы федеральным академиям наук и созданным такими академиями организациям; иные земельные участки, предусмотренные федеральными законами.
Решение о передаче таких участков принимает Федеральное Агентство по управлению государственным имуществом в течение 2х месяцев с даты подачи соответствующего предложения.
Если право собственности не было зарегистрировано до 09.12.2008 г., то земельные участки распределяются в соответствии с правилами, предусмотренными для разграничения государственной собственности на землю. Изложенные положения не распространяются на земельные участки в границах федеральных курортов и одновременно в границах иных особо охраняемых природных территориях федерального значения.
По общему правилу неразграниченными земельными участками распоряжаются органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов. Исключения из данного правила:
1) если земельные участки находятся на территории административных центров, столиц субъектов РФ; такими земельными участками распоряжаются органы местного самоуправления поселений, если законами субъектов РФ такое право не предоставлено органам государственной власти субъектов РФ;
2) неразгарниченными земельными участками, расположенными на территории Москвы или Санкт-Петербурга, распоряжаются органы государственной власти Москвы или Санкт-Петербурга, если законами Москвы или Санкт-Петербурга данное правило не предоставлено внутригородским территориям Москвы или Санкт-Петербурга;
3) это исключение, предусмотренное законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
Правовая база: Земельный Кодекс РФ, ФЗ “О введении в действие Земельного Кодекса”; ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.
Основания для выделения государственной собственности при разграничении государственной собственности на землю.
К государственной собственности относится:
1. земельные участки, на которых находятся здания, строения, сооружения, находящиеся в федеральной или региональной собственности;
2. земельные участки, предоставленные органам государственной власти РФ или субъектов РФ, их территориальным органам, казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям, а также некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти (РФ или субъектами РФ);
3. иные земли и земельные участки, предусмотренные федеральными законами;
4. федеральная собственность возникает в отношении земельных участков, предоставленных на праве постоянного бессрочного пользования, праве безвозмездного срочного пользования, аренды государственным академиям наук, созданным или подведомственным государственным академиями наук организациям;
5. к федеральной собственности относятся переданные в аренду Российские автомобильные дороги.
К собственности муниципальных образований относятся:
1. земельные участки, занятые объектами недвижимости, находящиеся в собственности муниципального образования;
2. земельные участки, переданные органам местного самоуправления, казенным предприятиям, муниципальным предприятиям, а также некоммерческим организациям, созданным органами местного самоуправления;
3. иные земли и земельные участки, предусмотренные федеральными законами или законами субъектов РФ.
В Москве и Санкт-Петербурге при разграничении государственной собственности муниципальные земли и земельные участки не выделяются.
Постановлением Правительства от 30.06.2006 № 404 утвержден перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности при разграничении государственной собственности на землю (заявление; документы на здание, строение, сооружение; план на земельный участок; документ на предоставление земельных участков).