Лекции онлайн по дисциплине коммерческое право (читать или скачать)

Коммерческое право (лекция 1) — Коммерческая деятельность в сфере оптовой торговли

Коммерческая деятельность в сфере оптовой торговли регулиру­ется как специальными правилам и, так и — в их отсутствие — об­щими правилами о предпринимательской деятельности. В отличие от предпринимательского права предмет коммерческого права зна­чительно уже. Его предмет составляют правоотношения по оптовым закупкам и реализации товаров, оказанию различных услуг, связан­ных с продвижением товаров на рынке от изготовителей к оптовым потребителям. Первой важной задачей коммерческого права является изучение специфики оборота различных видов товаров и разработ­ка рекомендаций по совершенствованию их нормативно-правового регулирования.

Как наука коммерческое право представляет собой систему зна­ний и представлений о коммерческом праве, его месте в системе права, его институтах. Наука коммерческого права призвана изу­чать субъекты коммерческой деятельности, определять их функции на товарных рынках, выявлять круг коммерческих договоров, опос­редующих различные складывающиеся на рынке отношения, разра­батывать рекомендации по совершенствованию законодательства о коммерческой деятельности. Важным для науки коммерческого пра­ва является изучение границ, способов и средств государственно­го воздействия на коммерческую деятельность, а также разработка предложений об оптимизации государственного воздействия.

Совокупность правовых норм, регулирующих коммерческую де­ятельность в оптовом обороте, составляет законодательство о ком­мерческой деятельности.

Рассматривая соотношение коммерческого права со смежными дисциплинами, следует отметить, что гражданское право является не­обходимой основой предпринимательского и коммерческого права.

В ГК РФ содержатся основные понятия и институты (право собст­венности и иные вещные права, понятия сделки, договора, обязатель­ства и др.), используемые при регулировании предпринимательских отношений. Основным субъектом гражданского права является граж­данин — участник имущественных и связанных с ними неимущест­венных отношений. Физическое лицо — гражданин, как более слабая сторона в сделках, нуждается в особых правовых средствах защиты его прав и охраны интересов, которые предусмотрены в ГК РФ и иных нормативных актах о защите прав потребителей. Поэтому отношения в сфере розничной торговли не включаются в предмет коммерческо­го права. Однако это не означает, что коммерческое право не учиты­вает интересы конечных потребителей — граждан. Права потребите­лей, прежде всего на безопасность реализуемых товаров, учитываются не только на стадии реализации готовых товаров, но и на стадии про­изводства и оптовой реализации товаров. В свою очередь, и коммер­ческое право оказывает влияние на гражданское право, что получило название коммерциализации гражданского права.

Предпринимательское право изучает общие вопросы организа­ции и осуществления предпринимательской деятельности, спосо­бы и методы государственного регулирования рынка с целью выра­ботки рекомендаций по соблюдению баланса публично-правовых и частноправовых интересов. Между тем коммерческая деятельность нуждается в особых правилах регулирования, учитывающих специ­фические свойства и особенности производства и оборота разнооб­разных товаров, а также функциональные особенности субъектов торговой деятельности.

Достаточно тесные связи существуют у коммерческого права с ад­министративным и уголовным правом, поскольку изучение особен­ностей оборота различных видов товаров в коммерческом праве со­пряжено с выявлением нарушений законодательства, влекущих ад­министративную и уголовную ответственность.

Коммерческое право имеет тесные связи с экономическими на­уками, прежде всего с логистикой. Возникшие в период экономичес­кого кризиса в зарубежных странах идеи интеграции снабженческо­ производственных и распределительных систем, в которых увязыва­лись бы функции снабжения материалами и сырьем, производства продукции, ее хранения и распределения, трансформировались затем в логистический подход к управлению материальными потоками.

Логистические методы управления товародвижением основы­ваются на системном управлении и контроле за материальными и информационными потоками по всей цепочке товародвижения, обеспечивающими своевременную поставку товаров. Применение логистических методов управления позволяет минимизировать за­траты труда и материальных ресурсов, сократить время хранения и транспортировки грузов.

Второй важной задачей коммерческого права является разработка правовых средств применения логистической системы управления товародвижением.

Маркетинг, определяемый как деятельность, направленная на формирование спроса на товары, позволяет стимулировать сбыт то­варов. С этой точки зрения маркетинг представляет собой одну из составных частей логистики. Коммерческая деятельность обязатель­но включает в себя и маркетинговые исследования рынка.

По ранее господствовавшему мнению, каждой основной отрас­ли права присущ свой метод правового регулирования, специфичес­кие черты которого выражены в правовом положении субъектов, ос­нованиях формирования правоотношений, способах определения их содержания, в юридических санкциях. В дальнейшем с.с. Алек­сеев пришел к выводу о наличии первичных приемов регулирова­ния — методов субординации и координации, каждый из которых при применении в отдельных отраслях является сложным, много­гранным явлением и тесно связан с предметом правового регулиро­вания. Данной точке зрения соответствует и высказанное в литера­туре мнение о существовании единого метода регулирования, вклю­чающего в себя запрет, дозволение и предписание, используемые в отдельных отраслях права в различных объемах.

Рыночные условия хозяйствования обусловливают необходи­мость воздействия на общественные отношения различными спосо­бами в целях недопущения конфликта интересов и обеспечения ба­ланса частноправовых и публичных интересов.

Правовое регулирование коммерческих отношений осуществля­ется различными методами, среди которых наиболее распростране­ны метод автономных решений, метод предписаний и метод реко­мендаций. Основным методом коммерческого права, регулирующим отношения юридически равноправных участников оптового оборо­та, следует признать метод автономных решений.

Различные методы воздействия не противопоставляются друг другу, а в некоторых случаях даже сочетаются, поскольку во многих отношениях тесно переплетаются частные и публичные элементы, что характерно, к примеру, для государственных закупок товаров. В литературе отмечается, что «из ряда отраслей, которые вроде бы без особых сомнений причисляются к частному праву (предпринима­тельское, коммерческое и др.), буквально "выпирают", демонстра­тивно и массивно, публичные начала».

Субъекты коммерческой деятельности свободны в решении воп­роса о выборе вида заключаемого договора, его содержании. В то же время в законодательстве содержатся и императивные нормы об ус­ловиях договора, правилах изменения, расторжения договора и не­которые другие, которые стороны обязаны соблюдать. Участники торговой деятельности должны соблюдать также требования законо­дательства к безопасности товаров, налогового законодательства — к налогообложению торговых операций и др.

Применение метода предписаний превалирует при определении правового режима ограниченно оборотоспособных товаров.

С развитием различных видов рыночных отношений наблюда­ется тенденция к передаче государством части своих полномочий по регулированию деятельности отдельных субъектов общественным объединениям предпринимателей. Так, созданы саморегулируемые организации аудиторов, профессиональных участников рынка цен­ных бумаг, которые достаточно эффективно осуществляют воздей­ствие на своих членов путем разработки правил, регулирующих раз­личные стороны их деятельности.

Образованные в торговом сообществе различные общественные объединения еще не оказывают заметного влияния на коммерческую деятельность. Однако с созданием соответствующей норматив­ной основы их деятельности использование метода саморегулнро­вания наряду с государственным регулированием позволит создать эффективный механизм правового воздействия на коммерческие от­ношения.

Вы здесь: Главная Право Коммерческое право Коммерческое право (лекция 1)