Лекции онлайн по дисциплине коммерческое право (читать или скачать)
Коммерческое право (лекция 1)
Лекция 1. ПОНЯТИЕ КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА.
Предмет и метод коммерческого права
В рыночной экономике торговля является наиболее динамично развивающимся видом деятельности с быстрой оборачиваемостью капитала. Вследствие этого инвестиции вкладываются прежде всего в торговлю. Неслучайно при переходе к рыночной экономике обязательной приватизации в первоочередном порядке подлежали предприятия оптовой и розничной торговли.
Coттerciuт в переводе с латинского языка означает «торговля», поэтому наряду с термином «коммерческое право» употребляется и термин «торговое право», хотя коммерческая деятельность по сравнению с торговой деятельностью (осуществляемой купцами еще в период становления капиталистических отношений) приобрела значительно более сложный характер и не сводится только к торговым операциям по купле-продаже товаров.
Предмет коммерческого права неоднозначно понимается различными авторами. Одной из причин этого является смешение понятий коммерческой и предпринимательской деятельности. В Гражданском кодексе РФ, как известно, юридические лица подразделяются на коммерческие организации и некоммерческие. Вследствие ошибочного использования такой терминологии может сложиться впечатление, что коммерческой является любая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Однако коммерческая деятельность является только одним из видов предпринимательской деятельности, поскольку получение прибыли является целью предпринимательской деятельности любого вида (строительной, аудиторской, оценочной и др.).
Для уяснения предмета коммерческого права необходимо, прежде всего, обратиться к экономическому понятию коммерческой деятельности.
В современном хозяйстве существуют и взаимодействуют три сферы движения материальных ресурсов: сфера товарного производства, сфера товарного обращения и сфера потребления товаров и услуг.
По мере усложнения производства и появления все новых и разнообразных потребностей возникает необходимость в большом числе организаций-посредников между производством и потреблением, которые в совокупности образуют гибкую многоканальную систему товарного обращения.
С точки зрения отраслевой структуры товарного обращения выделяются отрасли оптовой торговли, розничной торговли и общественного питания, предприятия грузового транспорта, складское хозяйство.
Оптовая торговля является отраслью товарного обращения, необходимым связующим звеном между производством и потреблением.
Разграничение торговой деятельности на оптовую и розничную торговлю проводится в статистическом учете, налоговом учете. При этом основными критериями отграничения являются цели использования приобретаемых товаров. В розничной торговле такими целями являются личное, семейное, домашнее использование товаров, а в оптовой торговле товары приобретаются для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Именно такой критерий используется в ГК для разграничения договора розничной купли-продажи и поставки.
В сфере оптового товарооборота осуществляется торговля товарами как производственного, так и потребительского назначения. В рыночной экономике не имеется никаких существенных отличий по формам и методам организации коммерческих связей при оптовой торговле товарами тех или иных видов.
В экономическом понимании коммерческая деятельность включает три направления: сбыт товаров промышленными предприятиями, закупка материально-технических ресурсов предприятиями, коммерческо-посредническая деятельность.
Однако коммерческая деятельность не сводится к актам купли-продажи товаров. С увеличением объемов производства и насыщением рынка усложняется процесс сбыта товаров. Для увеличения объема продаж требуются специальные знания и умения по осуществлению торговых операций.
Организация коммерческой деятельности предприятий — производителей может производиться по-разному: через оптовые и торгово-посреднические организации, обладающие большими складскими мощностями, применяющие современные формы и методы закупок и продажи крупных оптовых партий товаров; через дочерние предприятия, торговые дома, брокерские фирмы и конторы, и др. В любом случае коммерческая деятельность обособляется от производственной деятельности и требует применения разработанных экономической наукой специальных приемов и методов.
Коммерческая деятельность значительно модифицировалась по сравнению с торговой деятельностью, осуществляемой в дореволюционной России, и помимо актов купли-продажи включает разнообразные услуги, связанные с продвижением товаров на рынке.
Коммерческая деятельность понимается как процессы, связанные с куплей и продажей товаров, удовлетворением спроса покупателей, развитием целевых рынков товаров, минимизацией издержек обращения и получением прибыли.
В современном Большом экономическом словаре коммерция определяется как торговая и торгово-посредническая деятельность, участие в торговле или оказании услуг по продвижению товаров на рынке.
- Prev
- Вперёд >>