link6512 link6513 link6514 link6515 link6516 link6517 link6518 link6519 link6520 link6521 link6522 link6523 link6524 link6525 link6526 link6527 link6528 link6529 link6530 link6531 link6532 link6533 link6534 link6535 link6536 link6537 link6538 link6539 link6540 link6541 link6542 link6543 link6544 link6545 link6546 link6547 link6548 link6549 link6550 link6551 link6552 link6553 link6554 link6555 link6556 link6557 link6558 link6559 link6560 link6561 link6562 link6563 link6564 link6565 link6566 link6567 link6568 link6569 link6570 link6571 link6572 link6573 link6574 link6575 link6576 link6577 link6578 link6579 link6580 link6581 link6582 link6583 link6584 link6585 link6586 link6587 link6588 link6589 link6590 link6591 link6592 link6593 link6594 link6595 link6596 link6597 link6598 link6599 link6600 link6601 link6602 link6603 link6604 link6605 link6606 link6607 link6608 link6609 link6610 link6611 link6612 link6613 link6614 link6615 link6616 link6617 link6618 link6619 link6620 link6621 link6622 link6623 link6624 link6625 link6626 link6627 link6628 link6629 link6630 link6631 link6632 link6633 link6634 link6635 link6636 link6637 link6638 link6639 link6640 link6641 link6642 link6643 link6644 link6645 link6646 link6647 link6648 link6649 link6650 link6651 link6652 link6653 link6654 link6655 link6656 link6657 link6658 link6659

Лекции онлайн по дисциплине коммерческое право (читать или скачать)

Коммерческое право (лекция 1)

Лекция 1. ПОНЯТИЕ КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА.

Предмет и метод коммерческого права

В рыночной экономике торговля является наиболее динамично развивающимся видом деятельности с быстрой оборачиваемостью капитала. Вследствие этого инвестиции вкладываются прежде всего в торговлю. Неслучайно при переходе к рыночной экономике обяза­тельной приватизации в первоочередном порядке подлежали пред­приятия оптовой и розничной торговли.

Coттerciuт в переводе с латинского языка означает «торговля», поэтому наряду с термином «коммерческое право» употребляется и термин «торговое право», хотя коммерческая деятельность по срав­нению с торговой деятельностью (осуществляемой купцами еще в период становления капиталистических отношений) приобрела зна­чительно более сложный характер и не сводится только к торговым операциям по купле-продаже товаров.

Предмет коммерческого права неоднозначно понимается раз­личными авторами. Одной из причин этого является смешение по­нятий коммерческой и предпринимательской деятельности. В Граж­данском кодексе РФ, как известно, юридические лица подразделяются на коммерческие организации и некоммерче­ские. Вследствие ошибочного использования такой терми­нологии может сложиться впечатление, что коммерческой является любая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Однако коммерческая деятельность является только од­ним из видов предпринимательской деятельности, поскольку полу­чение прибыли является целью предпринимательской деятельности любого вида (строительной, аудиторской, оценочной и др.).

Для уяснения предмета коммерческого права необходимо, пре­жде всего, обратиться к экономическому понятию коммерческой де­ятельности.

В современном хозяйстве существуют и взаимодействуют три сфе­ры движения материальных ресурсов: сфера товарного производства, сфера товарного обращения и сфера потребления товаров и услуг.

По мере усложнения производства и появления все новых и раз­нообразных потребностей возникает необходимость в большом чис­ле организаций-посредников между производством и потреблением, которые в совокупности образуют гибкую многоканальную систему товарного обращения.

С точки зрения отраслевой структуры товарного обращения вы­деляются отрасли оптовой торговли, розничной торговли и обще­ственного питания, предприятия грузового транспорта, складское хозяйство.

Оптовая торговля является отраслью товарного обращения, необ­ходимым связующим звеном между производством и потреблением.

Разграничение торговой деятельности на оптовую и розничную торговлю проводится в статистическом учете, налоговом учете. При этом основными критериями отграничения являются цели исполь­зования приобретаемых товаров. В розничной торговле такими целя­ми являются личное, семейное, домашнее использование товаров, а в оптовой торговле товары приобретаются для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использовани­ем. Именно такой критерий используется в ГК для разграниче­ния договора розничной купли-продажи и поставки.

В сфере оптового товарооборота осуществляется торговля това­рами как производственного, так и потребительского назначения. В рыночной экономике не имеется никаких существенных отличий по формам и методам организации коммерческих связей при оптовой торговле товарами тех или иных видов.

В экономическом понимании коммерческая деятельность вклю­чает три направления: сбыт товаров промышленными предприяти­ями, закупка материально-технических ресурсов предприятиями, коммерческо-посредническая деятельность.

Однако коммерческая деятельность не сводится к актам купли-­продажи товаров. С увеличением объемов производства и насыще­нием рынка усложняется процесс сбыта товаров. Для увеличения объема продаж требуются специальные знания и умения по осу­ществлению торговых операций.

Организация коммерческой деятельности предприятий — произво­дителей может производиться по-разному: через оптовые и торгово-­посреднические организации, обладающие большими складскими мощностями, применяющие современные формы и методы закупок и продажи крупных оптовых партий товаров; через дочерние пред­приятия, торговые дома, брокерские фирмы и конторы, и др. В лю­бом случае коммерческая деятельность обособляется от производ­ственной деятельности и требует применения разработанных эконо­мической наукой специальных приемов и методов.

Коммерческая деятельность значительно модифицировалась по сравнению с торговой деятельностью, осуществляемой в дореволю­ционной России, и помимо актов купли-продажи включает разно­образные услуги, связанные с продвижением товаров на рынке.

Коммерческая деятельность понимается как процессы, связанные с куплей и продажей товаров, удовлетворением спроса покупателей, развитием целевых рынков товаров, минимизацией издержек обраще­ния и получением прибыли.

В современном Большом экономическом словаре коммерция определяется как торговая и торгово-посредническая деятельность, участие в торговле или оказании услуг по продвижению товаров на рынке.

Вы здесь: Главная Право Коммерческое право Коммерческое право (лекция 1)