Лекции онлайн по дисциплине коммерческое право (читать или скачать)

Коммерческое право (лекция 1)

Лекция 1. ПОНЯТИЕ КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА.

Предмет и метод коммерческого права

В рыночной экономике торговля является наиболее динамично развивающимся видом деятельности с быстрой оборачиваемостью капитала. Вследствие этого инвестиции вкладываются прежде всего в торговлю. Неслучайно при переходе к рыночной экономике обяза­тельной приватизации в первоочередном порядке подлежали пред­приятия оптовой и розничной торговли.

Coттerciuт в переводе с латинского языка означает «торговля», поэтому наряду с термином «коммерческое право» употребляется и термин «торговое право», хотя коммерческая деятельность по срав­нению с торговой деятельностью (осуществляемой купцами еще в период становления капиталистических отношений) приобрела зна­чительно более сложный характер и не сводится только к торговым операциям по купле-продаже товаров.

Предмет коммерческого права неоднозначно понимается раз­личными авторами. Одной из причин этого является смешение по­нятий коммерческой и предпринимательской деятельности. В Граж­данском кодексе РФ, как известно, юридические лица подразделяются на коммерческие организации и некоммерче­ские. Вследствие ошибочного использования такой терми­нологии может сложиться впечатление, что коммерческой является любая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Однако коммерческая деятельность является только од­ним из видов предпринимательской деятельности, поскольку полу­чение прибыли является целью предпринимательской деятельности любого вида (строительной, аудиторской, оценочной и др.).

Для уяснения предмета коммерческого права необходимо, пре­жде всего, обратиться к экономическому понятию коммерческой де­ятельности.

В современном хозяйстве существуют и взаимодействуют три сфе­ры движения материальных ресурсов: сфера товарного производства, сфера товарного обращения и сфера потребления товаров и услуг.

По мере усложнения производства и появления все новых и раз­нообразных потребностей возникает необходимость в большом чис­ле организаций-посредников между производством и потреблением, которые в совокупности образуют гибкую многоканальную систему товарного обращения.

С точки зрения отраслевой структуры товарного обращения вы­деляются отрасли оптовой торговли, розничной торговли и обще­ственного питания, предприятия грузового транспорта, складское хозяйство.

Оптовая торговля является отраслью товарного обращения, необ­ходимым связующим звеном между производством и потреблением.

Разграничение торговой деятельности на оптовую и розничную торговлю проводится в статистическом учете, налоговом учете. При этом основными критериями отграничения являются цели исполь­зования приобретаемых товаров. В розничной торговле такими целя­ми являются личное, семейное, домашнее использование товаров, а в оптовой торговле товары приобретаются для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использовани­ем. Именно такой критерий используется в ГК для разграниче­ния договора розничной купли-продажи и поставки.

В сфере оптового товарооборота осуществляется торговля това­рами как производственного, так и потребительского назначения. В рыночной экономике не имеется никаких существенных отличий по формам и методам организации коммерческих связей при оптовой торговле товарами тех или иных видов.

В экономическом понимании коммерческая деятельность вклю­чает три направления: сбыт товаров промышленными предприяти­ями, закупка материально-технических ресурсов предприятиями, коммерческо-посредническая деятельность.

Однако коммерческая деятельность не сводится к актам купли-­продажи товаров. С увеличением объемов производства и насыще­нием рынка усложняется процесс сбыта товаров. Для увеличения объема продаж требуются специальные знания и умения по осу­ществлению торговых операций.

Организация коммерческой деятельности предприятий — произво­дителей может производиться по-разному: через оптовые и торгово-­посреднические организации, обладающие большими складскими мощностями, применяющие современные формы и методы закупок и продажи крупных оптовых партий товаров; через дочерние пред­приятия, торговые дома, брокерские фирмы и конторы, и др. В лю­бом случае коммерческая деятельность обособляется от производ­ственной деятельности и требует применения разработанных эконо­мической наукой специальных приемов и методов.

Коммерческая деятельность значительно модифицировалась по сравнению с торговой деятельностью, осуществляемой в дореволю­ционной России, и помимо актов купли-продажи включает разно­образные услуги, связанные с продвижением товаров на рынке.

Коммерческая деятельность понимается как процессы, связанные с куплей и продажей товаров, удовлетворением спроса покупателей, развитием целевых рынков товаров, минимизацией издержек обраще­ния и получением прибыли.

В современном Большом экономическом словаре коммерция определяется как торговая и торгово-посредническая деятельность, участие в торговле или оказании услуг по продвижению товаров на рынке.

Вы здесь: Главная Право Коммерческое право Коммерческое право (лекция 1)