Лекции онлайн по дисциплине коммерческое право (читать или скачать)
Коммерческое право (лекция 1) — Предметом коммерческого
Предметом коммерческого права являются складывающиеся в сфере оптовой торговли правоотношения. Отношения в сфере розничной торговли не включаются в предмет коммерческого права. В розничной торговле участвует гражданин — субъект гражданского права. Граждане-потребители в отношениях с профессиональными торговцами нуждаются в особых правовых средствах защиты, разрабатываемых гражданским правом.
Коммерческое право регулирует отношения по организации и осуществлению коммерческой деятельности на оптовом товарном рынке.
Коммерческая деятельность, осуществляемая оптовыми и посредническими организациями, выделилась в самостоятельный вид предпринимательской деятельности. В то же время она обладает всеми признаками предпринимательской деятельности, закрепленными ст. 2 ГК РФ: является самостоятельной, носит рисковый характер, направлена на систематическое извлечение прибыли от продажи товаров, осуществляется зарегистрированными в установленном порядке предпринимателями.
В процессе осуществления коммерческой деятельности возникают разнообразные коммерческие правоотношения.
Первый вид коммерческих правоотношений составляют обязательства, возникающие на основе договоров, заключенных организациями-производителями с оптовыми и посредническими субъектами, по закупке сырья, материалов, оборудования для нужд производства, по реализации готовой продукции на оптовом рынке. К этому же виду правоотношений относятся договоры, способствуюшие сбыту и продвижению товаров на рынке (по доставке и транспортировке, хранению товаров, оказанию маркетинговых, информационных услут и др.).
Взаимоотношения участников коммерческой деятельности с органами исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам организации торговли, оказания содействия торговой деятельности также строятся на договорной основе. Функционирование российской экономики в начальный период перехода к рыночным преобразованиям показало, что устранение государства от управления экономикой чревато тяжелыми последствиями.
Государственное регулирование рынка направлено на решение ряда важных задач: создания необходимых рыночных институтов, зашиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности, обеспечения безопасности жизни и здоровья населения, охраны окружающей среды, поддержки и защиты отечественных товаропроизводителей, обеспечения безопасности государства и др. Государством предъявляются особые требования к производству и обороту отдельных видов товаров (пищевым продуктам, алкогольной продукции, лекарственным средствам и др.), что вызывается необходимостью защиты общественных интересов. Поэтому отношения, связанные с государственным регулированием обращения отдельных видов товаров, составляют неотъемлемую часть предмета коммерческого права.
Не меньшее значение имеют и выделяемые из разнообразных внутрихозяйственных правоотношений правоотношения, связанные с налаживанием коммерческой деятельности организации и управлением ею. Внутрикоммерческие отношения основываются на внутреннем хозрасчете, разработке стандартов организации на совершаемые бизнес-процессы, внедрении бюджетирования (системы планирования, позволяющей контролировать затраты, прогнозировать последствия принимаемых решений). В создании эффективной внутрифирменной системы управления коммерческой деятельностью, определении конкретных обязанностей каждого звена, обеспечении согласования и взаимодействия подразделений предприятия большую роль играет юридическая служба организации.
Рассматривая вопрос о месте коммерческого права в системе российского права, следует учитывать, что система права любой страны не является застывшей и неизменной. На нее оказывают влияние разные факторы — экономические, политические, социальные и иные. С развитием научно-технического прогресса, в процессе международного разделения труда возникают новые общественные отношения, требующие правового опосредования. Появляются новые правовые институты, подотрасли, некоторые из них затем трансформируются в новые отрасли права.
Исторически торговое право возникло в результате дуализма частного права. При переходе к рыночной экономике некоторыми учеными ставился вопрос о возрождении торгового права в качестве самостоятельной отрасли российского права, регулирующей все виды предпринимательских отношений. Но еще в начале 90-х гг. ХХ в. Быков пришел к выводу о том, что «соотношение гражданского и торгового права в современных российских условиях уже не может быть взято в качестве образца формирования дуалистической системы частного права с выделением в его составе гражданского и торгового права»). Он отмечал, что «современные условия диктуют необходимость формирования не торгового, а предпринимательского права, которое должно преодолеть узкие параметры торгового права как частного права и привнести в свое содержание элементы, обеспечивающие государственное регулирование частноправовых отношений с учетом публично-правовых интересов».
Коммерческие отношения обладают определенной спецификой и имеют большую общественную значимость. Коммерческое законодательство регулирует значительный по объему массив общественных отношений. Эти факторы позволяют ставить вопрос о формировании коммерческого права в качестве относительно самостоятельной части предпринимательского права.