Конспект лекций по политологии. Часть 3

Виды лоббизма

Лоббизм может проявляться в разных сферах и соответственно имеет различные виды, которые классифицируются по следующим основаниям:

1) в зависимости от того, в какой ветви власти “решается вопрос”, лоббизм различают законодательный, исполнительный и судебный, (условно тут можно говорить и о лоббизме в средствах массовой информации, которые в связи с их мощным воздействием на сознание и поведение людей, в том числе и в сфере политики, обоснованно считают “четвертой властью”);

2) в зависимости от того, в каком управленческом решении достигаются цели лоббирования: правотворческий (в законодательных органах через нормативные акты), правоприменительный (через акты применения права) и правоинтерпретационный (через акты толкования права);

3) в зависимости от характера интереса, который “продавливается”: политический, социальный, экономический, экологический, военный, аграрный, промышленный, финансовый и т.п.;

4) в зависимости от времени действия: “одноразовый” и постоянный;

5) в зависимости от того, на каком уровне власти происходит лоббирование: федеральный (осуществляется в системе высших органов государственной власти и управления) и местный (осуществляется в республиканских, краевых, областных органах);

6) в зависимости от того, в чью пользу “решается вопрос”, говорят о лоббизме различных социальных структур: общественных организаций, движений, партий, групп, слоев (профсоюзов, антивоеннных и экологических движений, предпринимательских союзов и т.п.), ведомственном лоббизме (министерств, ведомств, государственных комитетов, отраслевом “продавливании” тех или иных интересов), региональном лоббизме (воздействии на власть со стороны представителей республик, краев, областей, районов Крайнего Севера, Сибири, Урала, Дальнего Востока, Поволжья и прочих мест, “выбивающих” определенные льготы и преимущества для регионов), иностранном лоббизме (влиянии зарубежных “групп давления” либо национальных общин на те или иные государственные органы с целью решения определенных вопросов);

7) в зависимости от взаимоотношений объекта и субъекта лоббирования: плюралистский (давление на государственные органы снизу вверх со стороны определенных групп населения) и корпоративный (своего рода скрытое соглашение властей с какой-либо группой в расчете получить лояльность и гарантию содействия государственным органам в обмен на предоставленные привилегии) и т.п.

ЛИТЕРАТУРА

Алескеров Ф.Т., Орпгешук П. Выборы. Голосование. Партии. М., 1995. С.139—141.

Лаптева В. О концепции проекта закона “О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти” // Законодательство и экономика. 1995. № 7—8.

Малько А.В. Лоббизм // Общественные науки и современность. 1995. № 4.

Малько А.В. Лоббизм и право // Правоведение. 1995. № 2.

Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. Гл. 7. С. 197—198.

Основы политической науки / Под ред. В.П. Пугачева. М., 1994. Ч. 2. Гл. 11. С. 7—8.

Перегудов С., Семененко И. Лоббизм в политической системе России // Международная экономика и международные отношения. 1996. № 9.

Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. Гл. 9. С. 190—191.

Политология: Курс лекций / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. Гл. 10. С. 234.

Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 159—160.

Политология: Курс лекций / Под ред.К.Б. Толкачева, А.Г. Хабибулина. Уфа, 1995. Гл. 10.

Смирнов В.В., Зотов С.В. Лоббизм в России и за рубежом: политико-правовые проблемы // Государство и право. 1996. № 1.

Теория политики: Общие вопросы / Под ред. И.Н. Коновалова, А.В. Малько. Саратов, 1994. С. 150—164.

Вы здесь: Главная Политология Политология Конспект лекций по политологии. Часть 3