Конспект лекций по политологии. Часть 1
- Конспект лекций по политологии. Часть 1
- Методы политологии
- Сравнительная политология
- Типы политических методологий
- Функции политологии как науки и учебной дисциплины
- Политическая мысль античности
- Политические идеи средневековья и Возрождения
- Политическая мысль Нового времени
- Развитие политической мысли в России в XIX—XX вв.
- Становление и развитие политической науки за рубежом в XIX—XX вв.
- Сущность политики и ее роль в обществе
- Политическая жизнь
- Типы отношений человека к политике
- Политическое поведение и его виды
- Регуляция политического поведения
- Специфика массового поведения в политике
- Политическая деятельность
- Цели и средства в политике
- Политический прогресс и его критерии
- Соотношение экономики, политики и права
- Теория власти и властных отношений
- Сущность и особенности политическойы власти
- Природа и функции политической власти
- Типы истолкования власти
- Легитимность политической власти и ее типы
- Структура политики: объекты, субъекты, ресурсы
- Власть и оппозиция
- Политический режим: понятие и признаки
- Демократический режим
- Авторитарный режим
- Тоталитарный режим
- Политическая система общества: понятие и структура
- Функции политической системы
Развитие политической мысли в России в XIX—XX вв.
В политической жизни России легко найти представителей широко распространенных и в других странах политических теорий и ориентации: консерваторов и либералов, анархистов и социалистов, республиканцев и монархистов. Но здесь же возникли политические
идеи, ярко выражавшие своеобразие как российской политической практики, так и политической культуры, и сами оказавшие мощное воздействие на развитие мировой политической мысли. Генезис этих идей связан с именами Н.Г. Чернышевского, B.C. Соловьева и В.И. Ленина.
Н.Г. Чернышевский (1828—1889) оказал мощное влияние на становление идей общинного социализма, доказывающих возможность перехода от феодального общества к социалистическому минуя капиталистическую стадию общественного развития. Основу осуществления социализма он видел в общинном устройстве крестьянской жизни в России, характеризовавшейся совместным землепользованием, традицией коллективного обсуждения и решения общих дел, запрещением купли и продажи земли. Практическая реализация такой возможности связывалась Н.Г. Чернышевским с деятельностью организации революционеров, их активной борьбой за радикальное переустройство общества. Эти идеи повлияли на формирование идеологии и политической практики народничества (его наиболее видными представителями были П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, Н.К. Михайловский).
Характерные черты народнической идеологии:
— критическое отношение не только к российскому феодализму, но и к европейскому капитализму;
— идея общинного социализма — переход к обществу без классов, эксплуатации и государства осуществляется минуя капитализм, посредством использования коллективистских традиций, общинной организации крестьянской жизни;
— наличие “критически мыслящей личности” — ведущего начала политической жизни. Именно благодаря ее активности происходит обновление форм социальной организации, она ведет за собой массу;
— политическим инструментом воздействия личности (героя) на массу служит организация революционеров, политическая партия, методы деятельности которой народники, в зависимости от их революционного темперамента, представляли весьма многообразно: от пропаганды до террора.
В русской религиозной философии, представленной именами B.C. Соловьева (1853—1900), В.В. Розанова (1856—1919), С.Н. Булгакова (1871—1944), Н.А. Бердяева (1874—1948), была разработана идея соборности как принципа устройства жизни социальной общности, противоположного индивидуализму, материализму и анархизму.
Политические аспекты идеи соборности:
— провозглашение антииндивидуализма и антиутилитаризма в качестве единственно возможных и естественных оснований общественной жизни и ее политической организации;
— государство рассматривается как посредник между церковью и материальным обществом, оно охраняет нравственный мир человека, но не вмешивается в него;
— нераздельность нравственности и политики, своеобразный “антимакиавеллизм и антилиберализм”, т.е. невозможность сведения сферы мотивации политической деятельности только к интересам и потребностям.
Крупнейший последователь К. Маркса, под руководством которого политическая теория научного коммунизма стала реальностью, В.И. Ленин (1870—1924) обосновал идею о том, что политическая партия является важнейшим инструментом завоевания политической власти рабочим классом.
Он подчеркивал значение просвещения рабочего класса интеллигентами и профессиональными революционерами для его превращения в решающую силу политической борьбы.
Ленин рассматривал социальную революцию не как хаотичный взрыв, а как процесс, которым можно управлять политическими методами, однако явно преувеличивал роль и возможности насилия в общественной жизни (“все великие вопросы в жизни народов решаются только силой”).
ЛИТЕРАТУРА
Антология мировой философии. М., 1972. Т. 4. С. 217—265,325—389.
Горбунов В.В. Идея соборности в русской религиозной философии. М., 1994. С. 96—102.
Графский В.Г. Политические и правовые взгляды русских народников. М., 1993. Гл. 4.
Исаев И. Евразийство: Идеология государственности // Общественные науки и современность. 1994. № 5.
Ленин В.И. Что делать? // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 6.
Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл. 3.
Политология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. С. 43—56.