Конспект лекций по политологии. Часть 1
- Конспект лекций по политологии. Часть 1
- Методы политологии
- Сравнительная политология
- Типы политических методологий
- Функции политологии как науки и учебной дисциплины
- Политическая мысль античности
- Политические идеи средневековья и Возрождения
- Политическая мысль Нового времени
- Развитие политической мысли в России в XIX—XX вв.
- Становление и развитие политической науки за рубежом в XIX—XX вв.
- Сущность политики и ее роль в обществе
- Политическая жизнь
- Типы отношений человека к политике
- Политическое поведение и его виды
- Регуляция политического поведения
- Специфика массового поведения в политике
- Политическая деятельность
- Цели и средства в политике
- Политический прогресс и его критерии
- Соотношение экономики, политики и права
- Теория власти и властных отношений
- Сущность и особенности политическойы власти
- Природа и функции политической власти
- Типы истолкования власти
- Легитимность политической власти и ее типы
- Структура политики: объекты, субъекты, ресурсы
- Власть и оппозиция
- Политический режим: понятие и признаки
- Демократический режим
- Авторитарный режим
- Тоталитарный режим
- Политическая система общества: понятие и структура
- Функции политической системы
Политическая мысль Нового времени
Новое время в Европе — это эпоха буржуазных революций. Впервые у людей появляется возможность создания политических институтов в соответствии с теоретическими моделями, заранее созданными представлениями о наиболее целесообразных формах политического устройства. Активно обсуждается вопрос о природе государственной власти.
Английский философ и политический мыслитель Томас Гоббс (1588—1679) в книге “Левиафан” рассматривает государство в качестве инструмента подавления природного эгоизма людей, их сползания к природному состоянию “войны всех против всех”, для чего оно должно использовать сильные, жесткие средства. Осуществляющий государственную власть суверен не ограничен в своих действиях волей подданных.
Иная позиция представлена в работах другого английского философа Джона Локка (1632—1704): он исходит из того, что люди, движимые защитой собственного интереса, не обязательно вредят друг другу, но способны взаимодействовать и согласовывать свои поступки. Т. Гоббс и Дж. Локк представили два разных варианта трактовки идеи “общественного договора” — принципа согласования интересов и действий людей ради установления порядка в обществе. По версии Т. Гоббса, правитель находится вне рамок общественного договора, он не связан не только договором, но и им самим установленными правилами. Дж. Локк считает правителя участником общественного договора, принимающим на себя, как и все его участники, определенные обязательства. В работах Дж. Локка получает обоснование идея прав человека, смысл которой заключается в признании, что каждый человек обладает нерасторжимыми с его существованием правами — на жизнь, свободу, собственность, и государство обязано не нарушать, а защищать эти права, индивид же обладает правом на восстание против правительства, которое этого не делает.
Большое влияние на развитие политической теории и политической практики оказали работы французского философа Шарля Луи Монтескье (1689—1755). В них получает обоснование впервые сформулированная Дж. Локком теория разделения властей, смысл которой заключается в доказательстве необходимости обеспечения независимости трех возможных видов политической власти: законодательной, судебной и исполнительной. Никакая власть при этом не должна быть неограниченной. Монтескье вводит различие двух типов действующих в обществе законов: объективных, необходимых, вытекающих из природы вещей отношений и законов — правил, человеческих установлений. Он доказывает необходимость соответ
ствия вторых первым, ибо порядки, не установленные законом, определяют действия людей, а законы-установления определяют действия граждан.
В середине XIX в. Карл Маркс (1818—1883) создает теорию, оказавшую мощное влияние на политическую практику XX в.
Основные компоненты политической теории марксизма:
— принцип экономической детерминации политической жизни:
способ производства материальных благ обусловливает социальную, политическую, духовную жизнь в обществе;
— идея классовой борьбы как движущей силы исторического и политического прогресса и представление государства в качестве орудия господства одного класса над другим, подчеркивание паразитизма государственной власти эксплуататоров;
—рабочий класс — носитель всеобщего политического интереса, в капиталистическом обществе наиболее эксплуатируемый. Во главе других трудящихся классов он и совершает социалистическую революцию, в ходе которой уничтожается эксплуататорское государство и открывается путь к строительству бесклассового общества изобилия и свободы — коммунизма;
— диктатура пролетариата — период не ограниченного законом господства рабочего класса, в ходе которого создаются предпосылки бесклассового общества, происходит отмирание классов и государства.
ЛИТЕРАТУРА
Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. С. 36—51, 152—199.
Антология мировой философии. М., 1970. Т. 2. С. 334—340,538—545.
Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл. 2. § 2.
Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Маркс К.,
Энгельс Ф. Соч. Т. 8.
Политология: Краткий энциклопедический словарь-справочник. М., 1997.
Политология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. С. 33—42.
Сморгунов Л.В., Семенов В.А. Политология. СПб., 1996. Гл. 2. § 3.