Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 9. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ)
- Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 9. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ)
- 9.1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ
- 9.2. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОУ
- РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Теория и методика математического развития детей
- Теория и методика экологического образования детей
- Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста
- Теория и методика физического воспитания и развития ребенка
9.2. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОУ
Музыкальное воспитание и развитие детей зависит от форм организации музыкальной деятельности детей (далее — ФОМДД), каждая из которых обладает своими возможностями. К ФОМДД в ДОУ относятся занятия и музыка в повседневной жизни детского сада.
Занятия — основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры.
Занятия предполагают активную взаимную деятельность педагога и детей. Главная задача, стоящая перед педагогом на занятии, — вызвать у ребят интерес к музыке и музыкальной деятельности, обогатить их чувства. При её выполнении успешнее решаются и другие задачи — развить музыкальные способности, сформировать основы вкуса, обучить детей необходимым умениям и навыкам. Для этого сам педагог должен быть увлечён своим трудом, владеть профессиональным мастерством.
В зависимости от числа участвующих в них детей занятия делятся на индивидуальные, по подгруппам, фронтальные. По содержанию занятия могут быть типовые, доминантные, тематические и комплексные. Педагогу необходимо варьировать виды занятий в зависимости от возраста детей, уровня их музыкального развития.
На занятиях под руководством педагога ребёнок овладевает всеми видами исполнительства: приобретает певческие, музыкально-ритмические умения и навыки, учится играть на музыкальных инструментах. С помощью этих видов исполнительства педагог стремится заинтересовать детей музыкой, обучить их самостоятельным способам действий, которые они будут применять в жизни.
Музыка в повседневной жизни детского сада как ФОМДД включает в себя использование музыки в быту (слушание грамзаписей, самостоятельной музицирование детей, упражнения, игры, утренняя гимнастика под музыку и т. д.), различные виды развлечений (тематические музыкальные вечера, беседы-концерты, театральные постановки и спектакли, игры, хороводы, аттракционы и т. д.), праздничные утренники.
Использование музыки в быту входит в обязанности воспитателя. Музыкальный руководитель консультирует его: рекомендует музыкальный репертуар, музыкально-дидактические игры; подбирает задания и упражнения для обучения детей игре на музыкальных инструментах и т. д. Развлечения и праздничные утренники готовит музыкальный руководитель с помощью воспитателей.
В быту детского сада ребёнок использует наиболее близкие ему виды исполнительской и творческой деятельности. Участие педагога носит косвенный характер. Качество самостоятельного детского исполнительства, как правило, несколько хуже, чем на занятии, но ценность такого исполнительства велика, так как свидетельствует о сформированности интереса к музыке.
Особенно ценными для музыкального развития детей являются развлечения, которые закрепляют и углубляют музыкальные впечатления, полученные на занятиях, духовно обогащают детей, развивают основы музыкальной культуры детей и доставляют ребятам удовольствие. Роль и место музыки в развлечениях неодинаковы. Музыка может играть ведущую роль (беседа-концерт) или роль музыкального оформления (спектакль).
К организации развлечений предъявляются определённые требования.
Чтобы не перегружать детей, нужно чередовать развлечения, требующие и не требующие подготовки, а также включать несложные спортивные развлечения и аттракционы, которые доставляют ребятам радость и развивают их физические качества.
Праздник как ФОМДД объединяет в себе разные виды искусства, поэтому он, прежде всего, развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности. Тематика праздников определяется на этапе перспективного планирования. К составлению программы праздника следует подходить творчески, учитывая конкретные условия детского сада, опыт педагогического коллектива. В подготовке праздника принимает участие весь педагогический коллектив ДОУ. Праздники можно проводить в утреннее время или во второй половине дня. Их продолжительность от 20 минут не более 1 часа в зависимости от возраста детей и содержания самого праздника. В программе праздника необходимо предусмотреть всё: продолжительность, темп выступлений, чередование номеров, соотношение взрослого и детского участия, чтобы композиция носила целостный, стройный характер, не переутомляла детей. Основная нагрузка в подготовке праздника ложится на взрослых. Они тщательно продумывают сценарий, методику проведения праздника, подробно распределяют все «взрослые» роли, особое внимание уделяется выбору ведущего, который должен хорошо знать содержание и последовательность программы, а также уметь свободно общаться с детьми и гостями. Ведущему помогают подготовиться музыкальный руководитель, старший воспитатель, заведующий детским садом.
Программа праздника не должна быть знакома ребятам целиком Важно сохранить свежесть их восприятия, непосредственность эмоций и не переутомить детей. Утренник можно проводить в двух близких по возрасту группах.
Хорошей традицией в детском саду стали так называемые проводы праздника, когда в музыкальном зале оставляют оформление, костюмы и атрибуты для игр, инсценировок. Это позволяет закрепить праздничные впечатления, ещё раз получить удовольствие от выступления