Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 9. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ)

9.1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ

Вопрос о природе музыкальных способностей на современный мо­мент остаётся открытым и дискуссионным. Существуют различные под­ходы, точки зрения учёных в отечественной и зарубежной музыкальной психологии и педагогике. Всесторонний анализ проблемы развития му­зыкальных способностей дал в своих трудах отечественный психолог Борис Михайлович Теплов. В своих трудах он сопоставляет два направ­ления е психологии: гештальтпсихологию (работы немецкого психолога Г. Ревеша) и психологию элементов (американский психолог С. Сишор). Различие позиций данных научных направлений состоит лишь в опреде­лении структуры музыкальности. Так, Г. Ревеш определяет музыкаль­ность как единое и неделимое свойство, данное человеку от природы. С. Сишор рассматривает музыкальность как сумму отдельных способно­стей (около 25). Выявлять наличие музыкальности предлагается посред­ством тестов. Оба направления в психологии признавали музыкальность качеством врождённым.

Б. М. Теплов высказал и научно обосновал иную точку зрения. Опи­раясь на работы выдающегося физиолога И. П. Павлова, он признавал, что врождёнными могут быть лишь анатомо-физиологические особенно­сти, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей. Задатки многозначны. Учёный делает ряд выводов:

- Способности — это индивидуально-психологические особенности че­ловека, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо одной или многих деятельностей.

- Способности создаются и проявляются в деятельности, следователь­но, способности по своему существу есть явление динамичное, т. е. развиваемое.

- Музыкальные способности — это индивидуально-психологические особенности человека, необходимые для осуществления музыкальной деятельности.

- Комплекс музыкальных способностей, развиваемых на основе врож­денных задатков в музыкальной деятельности, необходимых для её осуществления есть музыкальность.

- В структуру музыкальности входят: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления.

Каждая способность в большей или меньшей степени развивается в различных видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнитель­стве, творчестве. Но наиболее успешно: ладовое чувство — в процессе слушания музыки, чувство ритма — в музыкально-ритмических движени­ях, музыкально-слуховые представления — в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху (пение и игра на музыкальных инструментах). Музыкальные способности детей прояв­ляются по-разному. Большое значение имеет музыкальная среда, в кото­рой растёт ребёнок. Раннее проявление музыкальных способностей — следствие достаточно богатых музыкальных впечатлений.

В условиях ДОУ 1-2 раза в год по определённым показателям прово­дится диагностика музыкальных способностей детей, что позволяет су­дить о динамике развития каждого ребёнка.

Развивая музыкальность, мы создаём благоприятную среду для фор­мирования основ музыкальной культуры детей в условиях ДОУ. О. П. Радынова рассматривает музыкальную культуру (далее — МК) детей как специфическую субкультуру определённой социальной группы (дети дошкольного возраста). В ней можно выделить два компонента:

1) индивидуальная МК ребёнка, включающая его музыкально-эстетическое сознание (далее — МЭС), музыкальные ЗУНы, сложившиеся в результате практической музыкальной деятельности;

2) МК дошкольников, которая включает в себя музыкальные произве­дения, применяемые в работе с детьми, МЕС детей и разные институты, регулирующие музыкальную деятельность детей и удовлетворяющие потребности их музыкального воспитания.

Основой индивидуальной МК ребёнка является его МЭС. которое формируется в музыкальной деятельности. Компоненты МЭС тесно свя­заны между собой и образуют единую систему: потребность в музыке, эстетическое переживание, музыкальный вкус, оценка музыки. Уровень развития МЭС зависит от развития музыкальных способностей и общего развития детей. В условиях ДОУ для развития МЭС детей необходимо:

1) использовать разнообразный, обладающий художественными дос­тоинствами музыкальный материал;

2) применять поисковые ситуации, творческие задания, стимулирую­щие творческую и мыслительную активность детей;

3) варьировать методы и приёмы работы, виды занятий и формы орга­низации музыкальной деятельности детей;

4) совершенствовать педагогическое мастерство музыкального руко­водителя;

5) привлекать к сотрудничеству родителей.

Успех формирования основ МК детей зависит от комплекса педаго­гических условий и методов, от мастерства педагогического коллектива, внимания родителей и усилий общества.

 

Вы здесь: Главная Педагогика Общая педагогика Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 9. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ)