Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 9. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ)
- Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 9. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ)
- 9.1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ
- 9.2. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОУ
- РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Теория и методика математического развития детей
- Теория и методика экологического образования детей
- Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста
- Теория и методика физического воспитания и развития ребенка
9.1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ
Вопрос о природе музыкальных способностей на современный момент остаётся открытым и дискуссионным. Существуют различные подходы, точки зрения учёных в отечественной и зарубежной музыкальной психологии и педагогике. Всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей дал в своих трудах отечественный психолог Борис Михайлович Теплов. В своих трудах он сопоставляет два направления е психологии: гештальтпсихологию (работы немецкого психолога Г. Ревеша) и психологию элементов (американский психолог С. Сишор). Различие позиций данных научных направлений состоит лишь в определении структуры музыкальности. Так, Г. Ревеш определяет музыкальность как единое и неделимое свойство, данное человеку от природы. С. Сишор рассматривает музыкальность как сумму отдельных способностей (около 25). Выявлять наличие музыкальности предлагается посредством тестов. Оба направления в психологии признавали музыкальность качеством врождённым.
Б. М. Теплов высказал и научно обосновал иную точку зрения. Опираясь на работы выдающегося физиолога И. П. Павлова, он признавал, что врождёнными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей. Задатки многозначны. Учёный делает ряд выводов:
- Способности — это индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо одной или многих деятельностей.
- Способности создаются и проявляются в деятельности, следовательно, способности по своему существу есть явление динамичное, т. е. развиваемое.
- Музыкальные способности — это индивидуально-психологические особенности человека, необходимые для осуществления музыкальной деятельности.
- Комплекс музыкальных способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности, необходимых для её осуществления есть музыкальность.
- В структуру музыкальности входят: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления.
Каждая способность в большей или меньшей степени развивается в различных видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве. Но наиболее успешно: ладовое чувство — в процессе слушания музыки, чувство ритма — в музыкально-ритмических движениях, музыкально-слуховые представления — в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху (пение и игра на музыкальных инструментах). Музыкальные способности детей проявляются по-разному. Большое значение имеет музыкальная среда, в которой растёт ребёнок. Раннее проявление музыкальных способностей — следствие достаточно богатых музыкальных впечатлений.
В условиях ДОУ 1-2 раза в год по определённым показателям проводится диагностика музыкальных способностей детей, что позволяет судить о динамике развития каждого ребёнка.
Развивая музыкальность, мы создаём благоприятную среду для формирования основ музыкальной культуры детей в условиях ДОУ. О. П. Радынова рассматривает музыкальную культуру (далее — МК) детей как специфическую субкультуру определённой социальной группы (дети дошкольного возраста). В ней можно выделить два компонента:
1) индивидуальная МК ребёнка, включающая его музыкально-эстетическое сознание (далее — МЭС), музыкальные ЗУНы, сложившиеся в результате практической музыкальной деятельности;
2) МК дошкольников, которая включает в себя музыкальные произведения, применяемые в работе с детьми, МЕС детей и разные институты, регулирующие музыкальную деятельность детей и удовлетворяющие потребности их музыкального воспитания.
Основой индивидуальной МК ребёнка является его МЭС. которое формируется в музыкальной деятельности. Компоненты МЭС тесно связаны между собой и образуют единую систему: потребность в музыке, эстетическое переживание, музыкальный вкус, оценка музыки. Уровень развития МЭС зависит от развития музыкальных способностей и общего развития детей. В условиях ДОУ для развития МЭС детей необходимо:
1) использовать разнообразный, обладающий художественными достоинствами музыкальный материал;
2) применять поисковые ситуации, творческие задания, стимулирующие творческую и мыслительную активность детей;
3) варьировать методы и приёмы работы, виды занятий и формы организации музыкальной деятельности детей;
4) совершенствовать педагогическое мастерство музыкального руководителя;
5) привлекать к сотрудничеству родителей.
Успех формирования основ МК детей зависит от комплекса педагогических условий и методов, от мастерства педагогического коллектива, внимания родителей и усилий общества.