Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 9. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ)
- Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 9. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ)
- 9.1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ
- 9.2. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОУ
- РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Теория и методика математического развития детей
- Теория и методика экологического образования детей
- Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста
- Теория и методика физического воспитания и развития ребенка
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСА «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ»
Теория и методика музыкального воспитания детей — одна из учебных дисциплин, осваиваемых на факультетах дошкольного воспитания педагогических ВУЗов, готовящих специалистов в области дошкольной педагогики и психологии.
Содержание курса теории и методики музыкального воспитания опирается, прежде всего, на эстетику, раскрывающую сущность музыкального искусства и особенности художественно-образного освоения мира; музыкознание — науку о музыке, рассматривающую её в теоретическом и историческом плане как особую форму художественного познания; музыкальную психологию — науку, изучающую развитие музыкальности, музыкальной одаренности; а также на музыкальную социологию — исследующую конкретные формы существования музыки в обществе. Он тесно связан с общей и дошкольной педагогикой, педагогической и детской психологией, анатомией, физиологией. Все эти науки являются теоретическими основами музыкального воспитания.
Рассмотрим более подробно некоторые теоретические основы, которые определяют содержание теории и методики музыкального воспитания детей.
Эстетика как наука является методологической основой эстетического, а, следовательно, и музыкального воспитания.
Эстетический способ познания мира всегда связан с познавательной и практической деятельностью человека. В процессе трудового освоения действительности развивается творчество человека, действующего по «законам красоты и нравственности». В процессе труда зародилось и искусство.
Искусство — это специфическая форма отображения действительности в художественных образах. Художественный образ, в самом широком значении, есть субъективная картина объективного мира. Поэтому, произведения искусства не зеркальное отображение жизни. Через изображение типичных явлений, человеческих характеров, их столкновений, явлений природы художник создаёт художественную картину мира, которая богаче, ярче реальной, так как художественные образы создаются всегда через призму мировоззрения их творца: художника, композитора, писателя. Они несут в себе мысли и чувства автора. Вот почему произведения искусства благодаря единству своего содержания и формы так глубоко и сильно воздействуют и на сознание, и на эмоциональное восприятие человека.
В музыке образ создается неповторимым сочетанием средств музыкальной выразительности.
Музыкознание имеет два основных направления: историческое (всеобщая история музыки, музыка различных стран и народов, музыкальная литература и т. д.) и теоретическое, которое распадается на ряд взаимосвязанных дисциплин: общая теория музыки, гармония, полифония, учение о музыкальных формах, музыкальная педагогика и т. д.
Музыкально-исторические знания освещают пути развития музыкального искусства на разных этапах развития истории. При изучении музыкальной литературы характеризуются не только творчество и произведения отдельных композиторов, но и музыкальная культура отдельных эпох, изучается народное творчество, решается проблемный подход к изучению различных стилей, видов и жанров музыкального искусства.
В теоретическом направлении музыкознания, в рамках музыкальной педагогики выделяется музыкальное исполнительство: вокальное и инструментальное. Каждый из этих видов имеет свои традиции, разновидности, методы освоения.
Музыкальная психология рассматривает вопросы, связанные с природой музыкальных способностей, способами и особенностями их развития в музыкальной деятельности, возможностями диагностики на разных возрастных этапах.
Таким образом, дана краткая характеристика лишь тех наук, которые, находясь в тесной связи с курсом, раскрывают и обосновывают его специфику.
- Prev
- Вперёд >>