Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 4. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)

4.4. ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ

 

Книга отражает действительность через художественные образы — это помогает ребенку познать жизнь, формирует его отношение к окружаю­щему, развивает его познавательную деятельность, воспитывает его эстетически, нравственно, умственно.

Художественная литература формирует все стороны речи: звуковую (потешки, считалки, устное народное творчество); словарь (знакомство с новыми явлениями действительности по представлению); грамматику (пересказ, показ лучших образцов письменной речи); связную речь (раз­личные виды рассказов, жанров художественного произведения).

Особенности восприятия детьми художественного текста связаны с особенностями детской психики.

А. Главная особенность психического развития дошкольника — кон­кретность мышления, поэтому дети легко понимают реалистические рас­сказы, затрудняются в понимании загадки, басни, пословицы.

Б. Восприятие ребенком художественного произведения связано с его жизненным опытом, поэтому дети по-разному воспринимают взрослого и ровесника в сочетании с плохими поступками.

В. Восприятие и понимание художественного произведения тесно связано с возрастной ранимостью, впечатлительностью, следовательно, дети придумывают «хороший» конец.

В методике развития речи сформированы принципы отбора литера­турных произведений (в работах О. И. Соловьевой, В. М. Федяевой, Н. С. Картинской, Л. М. Гурович) на основе особенностей детской пси­хики и общих положений эстетики:

1) идейно-художественная ценность;

2) учет возрастных особенностей;

3) занимательность;

4) композиционная облегченность;

5) четкая позиция автора.

Задачи по ознакомлению дошкольников с художественной литерату­рой строятся с учетом возрастных особенностей эстетического воспри­ятия. В каждом возрастном периоде выдвигаются свои, специальные за­дачи, они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уро­вень восприятия литературных произведений повышается, у детей разви­вается поэтический слух. Общие задачи:

1) обеспечить усвоение детьми содержания произведений, их понима­ние (дети учатся пересказывать, заучивать наизусть);

2) формировать умение воспринимать литературное произведение (переживать чувства, которые передает автор, соотносить изображенное в книгах с фактами жизни);

3) формировать умение элементарного анализа произведения (опреде­лять основных героев, форму произведения, яркие примеры образности языка);

4) воспитывать правильное отношение к книге и чтению.

Усложнение содержания идет от группы к группе:

1 младшая группа

Чтение небольших рассказов, сказок бытовых и о животных

2 младшая группа

Подводят к различению жанров (сказка, рассказ, стихотворение); чтение небольших стихов, содер­жание которых близко опыту ребенка

Средняя группа

Внимание останавливают не только на содержа­нии, но и некоторых особенностях языка (идет ра­бота над выразительностью); тематика произведе­ний более разнообразна

Старшая группа

Дети различают жанры, вводятся рассказы о при­роде, происходит усложнение тематики (волшеб­ные сказки и рассказы со скрытой моралью)

Подготовительная группа

Научение элементарному анализу произведения, знакомство с тропами

Основой всех методов ознакомления с художественным текстомявляется выразительное чтение воспитателя.

Методы по ознакомлению с художественной литературой включают: чтение, рассказывание, инсценировки, заучивание наизусть.

Методы для восприятия детьми художественного текста: экскурсии, встречи с интересными людьми, рассматривание иллюстраций, вырази­тельное чтение, повторное чтение, выборочное, прием словесного рисун­ка, творческие задания, беседа.

Структура занятий:

Чтение художественного произведения

  1. вводная часть (беседа, показ обложки, рассказ о авторе)
  2. выразительное чтение произведения
  3. беседа о прочитанном

Заучивание наизусть

  1. вводная беседа
  2. выразительное чтение стихотворения
  3. беседа о содержании стихотворного текста
  4. повторное чтение с установкой на заучивание
  5. заучивание (идет целиком)
  6. рассказывание стихотворения детьми

Таким образом, основными моментами работы над художественным произведением будут: подготовка воспитателя к выразительному чтению; подготовка детей к восприятию художественных произведений; содер­жание и методика предварительных и заключительных бесед с детьми, пересказ, повторное чтение.

Вне занятий речевую работу организуют: через чтение стихотворе­ний, рассказывание, зрелищные мероприятия и развлечения (инсцени­ровки, литературные утренники, просмотр телепередач).

Структура утренника имеет много общего со структурой любого праздника: торжественное открытие, вступительное слово ведущего, ос­мотр оформления зала, концертные номера. К зрелищным видам развле­чений относятся спектакли, театральные представления, концерты.

Дошкольники могут инсценировать лишь хорошо известные им про­изведения, в которых большое место занимает диалог. Для возникнове­ния инсценировок необходимо:

1) многократно повторить произведение;

2) вызвать у детей интерес к нему путем рассматривания иллюстраций, бесед.

3) показать способы художественно-образной выразительности.

Для зрелищных развлечений в условиях детского сада используют: фланелеграфный театр, теневой театр, пальчиковый театр, куклы из ва­режек, перчаточный театр, куклы бибабо, кулачковый театр, куклы-марионетки, театр попрыгунчиков, театр из воздушных шаров, куклы из конусов, настольный театр.

Следует обратить внимание на воспитание у детей культуры поведе­ния в театре.

Таким образом, пути ознакомления дошкольников с художественной литературой многообразны. Важно проводить эту работу систематиче­ски, посредством книги формируя все стороны речи ребенка и прививая любовь к чтению художественных произведений у детей.

Одним из действенных способов воспитания читательских интересов у детей дошкольного возраста является уголок книги. Главное при его организации — привлечь ребенка к участию через: поручения; починку книг; беседы о прочитанном; обновление уголка.

Все формы работы по знакомству детей с художественной литерату­рой вне занятий воспитывают интерес и любовь к книге, формируют бу­дущих читателей.

 

Вы здесь: Главная Педагогика Общая педагогика Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 4. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)