Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 4. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)

4.2. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

 

Руководствуясь основными исходными положениями, педагог выби­рает средства обучения.

Общение

Речь воспитателя

Обучение

- Речевое общение осуществляется в разных видах дея­тельности

- Культура речи воспитателя

- Содержательность речи — Двуплановость

- Специфика рече­вых занятий

-Типология видов занятий

Художественная литература

Различные виды искусства

- Как образец правильной, краси­вой устной речи

- Изобразительное искусство

- Музыка

-Театр

Общение и обучение — ведущие средства речевого развития детей.

- Речь, являясь средством общения, возникает на определенном этапе развития общества. Анализ поведения детей показывает, что присутствие взрослого стимулирует употребление речи, они начинают гово­рить только в ситуации общения и только по требованию взрослого. В исследованиях, проведенных под руководством М. И. Лисиной, уста­новлено, что характер общения определяет содержание и уровень ре­чевого развития детей. Особенности речи детей связаны с достигну­той ими формой общения. Кроме того, речевое общение в дошколь­ном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида.

- Речь воспитателя должна обладать культурой звукового строя, быть содержательной, иметь доброжелательный тон. Речь педагога всегда выступает в двух планах: как речь-оценка и речь-указание. Культур­ная языковая среда предполагает создание благоприятно языковой среды для развития речи ребенка. Следует учитывать, что ребенок ак­тивно подражает взрослому и перенимает у него не только все тонко­сти произношения, словоупотребления, построения фраз, но и ошибки и те несовершенства, которые встречаются в речи взрослого.

- Специфика речевых занятий в том, что а) в центре внимания оказыва­ется работа над речью; б) обязательным условием таких занятий явля­ется речевая активность каждого ребенка; в) занятия должны вклю­чать разнообразную деятельность детей; г) соблюдать единство со­ 
держания при достижении поставленных задач.

- Художественная литература является важнейшим источником рече­вого развития детей, с другой стороны, ее воздействие определяется и уровнем речевого развития ребенка.

- Различные виды искусства, их эмоциональное воздействие стимули­рует усвоение языка. Велико значение словесной интерпретации про­изведений, словесных пояснений детям для развития образности и выразительности детской речи.

Таким образом, для РР используются разнообразные средства. Для усвоения разного материала требуется сочетание разных средств.

Конкретные задачи речевого развития, содержание знаний и особенно­стей данного возраста влияет на выбор методов и приемов речевой работы.

Общепринятой в методике является классификация методов по ис­пользованным средствам: наглядные, словесные и практические. Деле­ние условно, поскольку между ними нет четкой границы: наглядные со­провождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы.

Непосредственные

Наглядные опосредованные

- Наблюдение

- Экскурсии

- Рассматривание натуральных предметов

- Рассматривание игрушек, картин

- Описание картин

- Рассказывание по картине или иг­рушке

Словесные

- Чтение

- Рассказывание

- Заучивание наизусть

- Пересказ

- Беседа

- Рассказывание без опоры на наглядность

Практические

- Дидактическая игра

- Хороводные игры

- Игра-драматизация

- Инсценировки

- Дидактические упражнения

- Пластические этюды

В зависимости от характера речевой деятельности детей выделяют репродуктивные и продуктивные методы. Резкой границы между ними также нет: элементы творчества есть в репродуктивных методах, а элементы репродукции — в продуктивных, соотношение их колеблется.

Репродуктивные

Основаны на воспроизведении готовых образцов, речевого материала:

- наблюдение и его разновидности;

- рассматривание картин;

- чтение художественной литературы;

- пересказ;

- заучивание наизусть;

- игра-драматизация по содержанию литер, произв.

Продуктивные

Предполагают построение детьми собственных связных высказываний:

- обобщающая беседа;

- рассказывание,

- пересказ с перестройкой текста;

- моделирование;

- творческие задания.

В зависимости от задачи развития речи выделяются методы словарной работы, методы звуковой культуры речи, методы развития связной речи и др.

Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.

Словесные

-Речевой образец

-Повторное проговаривание

-Объяснение

-Указания

-Оценка детской речи

-Вопрос

Наглядные

-Показ иллюстративного материала

- Показ положения органов артикуляции

Игровые

-Словесные игры и упражнения

-Дидактическая игра

В зависимости от роли приема в процессе обучения они делятся на прямые (все перечисленные выше словесные приемы) и косвенные (напоминание, реплика, замечание, подсказ, совет).

В реальном педагогическом процессе приемы и методы работы ис­пользуются комплексно.

Таким образом, эффективность педагогического воздействия на дет­скую речь зависит от правильного выбора средств развития речи и их взаимосвязи. При этом определяющую роль играют учет уровня сформированности речевых навыков и умений детей, характера познавательного и языкового материала и возможные варианты использования методов и приемов развития речи.

 

Вы здесь: Главная Педагогика Общая педагогика Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 4. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)