Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 4. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)
4.2. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ
Руководствуясь основными исходными положениями, педагог выбирает средства обучения.
Общение |
Речь воспитателя |
Обучение |
- Речевое общение осуществляется в разных видах деятельности |
- Культура речи воспитателя - Содержательность речи — Двуплановость |
- Специфика речевых занятий -Типология видов занятий |
Художественная литература |
Различные виды искусства |
- Как образец правильной, красивой устной речи |
- Изобразительное искусство - Музыка -Театр |
Общение и обучение — ведущие средства речевого развития детей.
- Речь, являясь средством общения, возникает на определенном этапе развития общества. Анализ поведения детей показывает, что присутствие взрослого стимулирует употребление речи, они начинают говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого. В исследованиях, проведенных под руководством М. И. Лисиной, установлено, что характер общения определяет содержание и уровень речевого развития детей. Особенности речи детей связаны с достигнутой ими формой общения. Кроме того, речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида.
- Речь воспитателя должна обладать культурой звукового строя, быть содержательной, иметь доброжелательный тон. Речь педагога всегда выступает в двух планах: как речь-оценка и речь-указание. Культурная языковая среда предполагает создание благоприятно языковой среды для развития речи ребенка. Следует учитывать, что ребенок активно подражает взрослому и перенимает у него не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но и ошибки и те несовершенства, которые встречаются в речи взрослого.
- Художественная литература является важнейшим источником речевого развития детей, с другой стороны, ее воздействие определяется и уровнем речевого развития ребенка.
- Различные виды искусства, их эмоциональное воздействие стимулирует усвоение языка. Велико значение словесной интерпретации произведений, словесных пояснений детям для развития образности и выразительности детской речи.
Таким образом, для РР используются разнообразные средства. Для усвоения разного материала требуется сочетание разных средств.
Конкретные задачи речевого развития, содержание знаний и особенностей данного возраста влияет на выбор методов и приемов речевой работы.
Общепринятой в методике является классификация методов по использованным средствам: наглядные, словесные и практические. Деление условно, поскольку между ними нет четкой границы: наглядные сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы.
Непосредственные |
Наглядные опосредованные |
- Наблюдение - Экскурсии - Рассматривание натуральных предметов |
- Рассматривание игрушек, картин - Описание картин - Рассказывание по картине или игрушке |
Словесные
- Чтение
- Рассказывание
- Заучивание наизусть
- Пересказ
- Беседа
- Рассказывание без опоры на наглядность
Практические
- Дидактическая игра
- Хороводные игры
- Игра-драматизация
- Инсценировки
- Дидактические упражнения
- Пластические этюды
В зависимости от характера речевой деятельности детей выделяют репродуктивные и продуктивные методы. Резкой границы между ними также нет: элементы творчества есть в репродуктивных методах, а элементы репродукции — в продуктивных, соотношение их колеблется.
Репродуктивные
Основаны на воспроизведении готовых образцов, речевого материала:
- наблюдение и его разновидности;
- рассматривание картин;
- чтение художественной литературы;
- пересказ;
- заучивание наизусть;
- игра-драматизация по содержанию литер, произв.
Продуктивные
Предполагают построение детьми собственных связных высказываний:
- обобщающая беседа;
- рассказывание,
- пересказ с перестройкой текста;
- моделирование;
- творческие задания.
В зависимости от задачи развития речи выделяются методы словарной работы, методы звуковой культуры речи, методы развития связной речи и др.
Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.
Словесные
-Речевой образец
-Повторное проговаривание
-Объяснение
-Указания
-Оценка детской речи
-Вопрос
Наглядные
-Показ иллюстративного материала
- Показ положения органов артикуляции
Игровые
-Словесные игры и упражнения
-Дидактическая игра
В зависимости от роли приема в процессе обучения они делятся на прямые (все перечисленные выше словесные приемы) и косвенные (напоминание, реплика, замечание, подсказ, совет).
В реальном педагогическом процессе приемы и методы работы используются комплексно.
Таким образом, эффективность педагогического воздействия на детскую речь зависит от правильного выбора средств развития речи и их взаимосвязи. При этом определяющую роль играют учет уровня сформированности речевых навыков и умений детей, характера познавательного и языкового материала и возможные варианты использования методов и приемов развития речи.