Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 4. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)

4.1. СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ДЕТСКОЙ РЕЧИ 

Язык - это система знаков, речь — язык в действии. Язык и усваивает­ся, и непрерывно обновляется в его функционировании, т. е. в речи.

Методика развития речи — это педагогическая дисциплина, изучающая закономерности педагогической деятельности, направленной на формиро­вание речи у детей дошкольного возраста. Предметом изучения в методике является процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого об­щения в условиях целенаправленного педагогического воздействия.

Большое влияние на вопросы методики развития речи детей дошкольно­го возраста оказали научные исследования детской речи. Первые печатные труды по проблеме исследования детской речи в России появились в 80-е годы ХΙХ века: в статье А. Александрова (1883) освещаются результаты изу­чения речи детей раннего возраста (до трех лет), статья В. Благовещенского (1886) посвящена речевому развитию ребенка до семи лет. Речь детей до­школьного возраста исследуют и представители экспериментальной психо­логии и педагогики: В. П. Вахтеров, Т. Лабунец, П. Ф. Каптерев, и другие. Заслуга В. П. Вахтерова в том, что он первым в России предпринял попытку дать на основе собственных многолетних наблюдений целостную картину развития речи ребенка с самого раннего возраста до двенадцати с половиной лет. Он искал связи между использованием языковых средств и умственным развитием ребенка на определенном возрастном этапе.

В изучении детской речи четко прослеживаются несколько направле­ний: изучение специфики детской речи по сравнению с нормированной литературной речью (К. И. Чуковский, Е. И. Тихеева, Н. А. Рыбникова, С. Н. Цейтлин); психологическое направление, в рамках которого изуча­лась речь детей в широких обобщениях (Л. С. Выготский, П. П. Блонский, Н. И. Жинкин, Ф. А. Сохин, А. М. Леушина); лингвистическое направле­ние, охватывающее изучение онтогегеза детской речи (А. Н. Гвоздев, А. М. Шахнарович, Н. М. Аксарина, М. И. Лисина); исследования индиви­дуальных различий в показателях речевого развития как в личностном плане, так и в общих тенденциях (В. А. Добромыслов, В. С. Филатов).

В 1960 году в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР была обра­зована лаборатория развития детской речи (зав. лабораторией — Феликс Алексеевич Сохин (1929-1992) — ученик Рубинштейна, глубокий знаток детской речи, лингвист и психолог). С его именем связано развитие ме­тодики на новом качественном уровне. В центре внимания находятся во­просы развития семантики детской речи, формирования языковых обоб­щений, элементарного осознания явлений языка и речи.

Результаты этих исследований были отражены в новой типовой программе( 1983-1984), (под ред. Р. А. Курбатовой и Н. Н. Поддьякова). Она построена на основе деятельностного подхода (требования к речевым навыкам и умениям отражаются во всех разделах и главах программы). Программа связывала РР с ознакомлением с окружающим, учитывала возрастные особенности детей, предполагала преемственность в содер­жании речевого воспитания в возрастных группах, перспективность (на каждом этапе закладываются основы того, что будет развито е дальней­шем); преемственность между детским садом и школой.

На основе типовой программы были созданы программы воспитания и обучения в союзных республиках. В РФ — «Программа воспитания и обучения в детском саду» (1985) под ред. М. А. Васильевой. В ней сохра­нялись принципиальные подходы к развитию речи детей, содержание программных задач и последовательность их усложнения, учтена специ­фика культурно-национальных условий России.

Разработка Ф. А. Сохиным методической теории включала психоло­гические, психолингвистические, лингвистические и педагогические ас­пекты. В центре внимания находятся вопросы развития семантики дет­ской речи. На основе разработки данных вопросов была составлена про­грамма речевого развития детей (1992-94), методического пособия для воспитателей, в которых прослеживается комплексный подход к речево­му развитию и овладение речью как творческий процесс.

Одновременно проводились исследования разных сторон речевого развития детей.

В настоящее время психолого-педагогические исследования детской речи выполняются в трех направлениях (классификация Ф. А. Сохина):

- структурном — исследуются вопросы формирования разных структур­ных уровней языка: фонетического, лексического, грамматического;

- функциональном — исследуются проблемы формирования навыков владения языком в коммуникативной функции: связная речь;

- когнитивном — исследуется проблема формирования элементарного осознания явлений языка и речи: обучение грамоте.

Результаты исследований изменили подходы к содержанию и формам обучения. Собственно речевые задачи отделяются от ознакомления с ок­ружающим, вычленяются знания об элементах языковой действительности (что обеспечивает лингвистическое развитие ребенка); разрабатываются комплексные занятия (где ведущая задача — обучение монологической речи); интегративные занятия, объединяющие разные виды деятельности (музыкальное, речевое, двигательное, изобразительное творчество).

Появляются и разрабатываются новые вариативные программы, сре­ди которых наиболее признанными являются:

«Радуга» (под ред. Т. Н. Дороновой). — Одним из важнейших средств развития дошкольников является создание развивающей речевой среды; подобран литературный репертуар для чтения и рассказывания.

«Развитие» (под ред. А. Венгера) — в ней определены направления речевой работы: — ознакомление с художественной литературой; — освое­ние специальных средств литератур но-речевой деятельности (средства художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи); — развитие познавательных способностей (на базе ознакомления с художе­ственной литературой); — обучение грамоте со средней группы; — обуче­ние чтению со старшей группы.

«Детство» (В. И, Логинова, Т. И. Бабаева и др.) — содержит специ­альные разделы: «развиваем речь детей», «ребенок и книга», — в конце каждого раздела предлагается критерии для оценки уровня речевого раз­вития; — определены речевые умения в разных видах деятельности.

«Программа развития речи» (О. С. Ушакова) — углубляет, дополняет, уточняет типовую программу. Программа базируется на комплексном подходе к речевому развитию на занятиях.

Таким образом, к настоящему времени методика развития речи пред­ставляет собой интегративную дисциплину, рассматривающую лингвис­тические, психофизиологические, психолингвистические и дидактиче­ские основы развития речи детей дошкольного возраста.

 

Вы здесь: Главная Педагогика Общая педагогика Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 4. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)