Детали машин (курс лекций, часть 5)

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Образец выполнения титульного листа лабораторной работы

Сибирский государственный аэрокосмический университет

имени академика М. Ф. Решетнева

Кафедра ОКМ

Лабораторная работа ...

(название лабораторной работы)

 

 

 

 

 

 

Работу выполнил:

Студент

гр.

Работу принял: 

Красноярск 200..

Приложение 2  

 

Определение шага и модуля зацепления

При обмере зубчатых колес работа начинается с определения числа зубьев колеса [6]. Используя свойство эвольвенты, что нормаль в любой точ­ке эвольвенты является касательной к основной окружности, можно сделать вывод, что если охватить несколько зубьев колеса губками штангенциркуля размером АВ (рис. 1), то линия АВ будет касательной к основной окружно­сти, так как она нормальна в точках А и В к рабочим плоскостям губок штан­генциркуля и, следовательно, нормальна к профилям зубьев в этих точках. Отметим также, что если отрезок АВ катить по основной окружности (по ча­совой стрелке или против), то по свойству эвольвенты точка А придет в точку А0, а точка Д — в точку Д0, точка В — в точку В0 (на рис. 1 видно, что ДВ = ДоВов).

Таким образом, если измерить вначале размер Сn, соответствующей п зубьев, а затем измерить размер Cn+1, охватив губками штангенциркуля на один зуб больше, то шаг по основной окружности определится как разность двух этих измерений

Рв = Cn+1 — Cn.

Последнее выражение действительно только в том случае, когда губки штангенциркуля касаются эвольвентной части профиля зуба.

Для того чтобы условие выбора числа зубьев и, которые нужно охваты­вать губками штангенциркуля, было соблюдено, необходимо пользоваться табл. 1.

Таблица 1

Значение п чисел зубьев для обмера

z 

12…18

19…27

28…36

37…45

46…54

55…63

64…72

73…81

n

2

3

4

5

6

7

8

9

Модуль зацепления определяется по формуле

clip_image002

где α - угол зацепления, равный 20°.

Так как размеры Cn+1 и Cn определяются с некоторыми погрешностями (ошибки при изготовлении колеса и измерениях), то полученное значение мо­дуля будет приближенным и его необходимо сопоставить со стандартными значениями модулей (СТСЭВ 310-76) по табл. 1.2 (см. лаб. работу 1.1).

По уточненному по СТ модулем определяют шаг зацепления по дели­тельной окружности

clip_image004

Продолжение прил. 2

Шаг зацепления по основной окружности, уточненный

clip_image006.

Замер и определение окружностей

выступов и впадин зубчатых колес

Если число зубьев колеса четное, то оба эти диаметры могут быть непо-средственно замерены штангенциркулем. При нечетном числе зубьев измере­ния проводятся по схеме, изображенной на рис. 2. Для определения диаметра окружности выступов измеряется диаметр отверстия колеса dome и размер L1 тогда диаметр окружности выступов будет равен;

clip_image008

Аналогично измеряется диаметр окружности впадин:

clip_image010

При нечетном числе зубьев заполняется табл. 2.

Таблица 2

Определение диаметров окружностей выступов и впадин

 

 

№ измерения

clip_image012

clip_image014

clip_image016

clip_image018

clip_image020

Расчетные формулы

1

2

3

clip_image022

clip_image024

Среднее

значение


clip_image026

Рис. 1. Схема замера п зубьев для определения шага зацепления

(Рb) по основной окружности колеса

clip_image028

Рис. 2. Схема замера для определения

диаметров выступов и впадин

зубчатого колеса с нечетным числом зубьев

Вы здесь: Главная Детали машин Детали машин Детали машин (курс лекций, часть 5)