Конспект лекций по русской литературе — часть 1 — Русский придворный театр и драматургия второй половины 17 века
- Конспект лекций по русской литературе — часть 1
- Эволюция житийного жанра в древней русской литературе
- Повесть временных лет как литературный памятник
- Крещение Руси в Повести временных лет
- Бытовые повести 17 века
- Публицистика 16 века. Переписка Грозного с Курбским
- Демократическая сатира 17 века и смеховой мир Древней Руси
- Житие протоппа Аввакума: историческая основа, круг идей, поэтика
- Русский придворный театр и драматургия второй половины 17 века
- Своеобразие русского классицизма
- Просветительский реализм как литературное направление
- Русский сентиментализм как литературное направление
- Русская комедия 18 века: история и теория жанра
- Русская трагедия 18 века
- Русская сатира 18 века: история и теория
- Новаторский характер драматургии Д, Фонвизина
- Лирика Г.Р. Державина
- Проза Н. Карамзина: проблематика, поэтика
- Типология русского романтизма. Психологический роман Жуковского
- Горе от ума А. С. Грибоедова
- Романтические поэмы А.С. Пушкина
- Евгений Онегин А.С. Пушкина
- Трагедия Пушкина Борис Годунов
- Повести Белкина Пушкина как начало русской реалистической прозы
- Основные мотивы и идейно-художественное своеобразие поэзии М. Ю. Лермонтова
- Герой нашего времени М.Ю. Лермонтова как социально-психологический роман
- Проблематика, идеи, типичность характеров, особенности композиции поэмы Мёртвые души
Русский придворный театр и драматургия второй половины 17 века: традиции, истоки, особенности поэтики
17 век — век народных движений и народных возмущений. Народ, принимавший значительно более активное участие в общественной жизни, чем это было раньше, содействовал освежение и обновлению русской культуры на новых путях. В бурной обстановке социальных столкновений религиозное начало, которое еще недавно было столь влиятельным, теперь, хоть и не без борьбы, сдает свои позиции светской стихии жизни. Русская культура и литература в 17 в., особенно во второй его половине, значительно обогащается «мирским» содержанием и «мирским» формами творчества.
Царь Алексей Михайлович минуя мистериальную драму, уже запоздавшую для своего появления на русских театральных подмостках. Задумал под влиянием боярина Артамона Матвеевича, устроить свой придворный театр.
Первая постановка (на сюжет «Есфири») была на немецком языке. Женские роли исполнялись мужчинами.
Первый русский светский театр, в отличие от театра, созданного Петром I, был придворной забавой, предназначенной лишь для царской семьи и для лиц, так или иначе прикосновенных ко двору. В январе 1676г. умер Алексей Михайлович, и с его смертью прекратил свое существование и основанный им театр, так как новый царь Федор Алексеевич к театральной потехе, видимо, не питал расположения. Театральное дело возродилось лишь при Петре I.
Если исключить «комедию» об Адаме и Еве, которая именовалась «жалостной» и по существу представляла собой духовно-нравоучительную пьесу типа средневековой мистерии, то все остальные «комедии» были по духу чисто светскими, «прохладными», «потешными», несмотря на то, что часть из них была написана на библейские сюжеты. Они являлись пересадкой на русскою почву того репертуара, который в Западной Европе был характерен для так называемых «английских комедий» (Шекспир). Содержание «английских комедий» черпалось из священной и светской истории, из рыцарского романа, из легенды, из средневековой баллады, итальянской новеллы, английской хроники и т.п. моралистические элементы в пьесах такого рода отсутствовали, но зато очень сильно выступали элементы внешней занимательности, усиленной разнообразными театральными эффектами — музыкой, пением, плясками, яркими декорациями. Трагические эпизоды чередовались здесь с циничными выходками шутов. Эпизоды в пьесах громоздились на эпизоды, часто без логической внутренней связи и без соблюдения основных драматических требований. Натурализм был доведен до крайней степени.