История мировой литературы и искусства: Шекспир, эпоха просвещения, искусство и литература Древней Руси — Просвещение в Германии
- История мировой литературы и искусства: Шекспир, эпоха просвещения, искусство и литература Древней Руси
- Первый период творчества Шекспира
- Второй период творчества Шекспира
- Третий период творчества Шекспира
- Четвертый период творчества Шекспира
- Поэмы Шекспира
- Человек в литературе и искусстве эпохи просвещения
- Английское Просвещение
- Просвещение во Франции
- Просвещение в Германии
- Специфика культуры эпохи Просвещения
- Литература Просвещения
- Просветительский классицизм
- Литература рококо
- Философская повесть Вольтера. Кандид
- Литература и искусство Древней Руси (9- 14 вв.)
- Искусство и литература периода Киевской Руси
- Письменность и образование в период Киевской Руси
- Древнерусская литература периода Киевской Руси
- Архитектура периода Киевской Руси
- Искусство и литература эпохи феодальной раздробленности
- Прикладное искусство периода феодальной раздробленности
- Архитектура Древней Руси
- Живопись в Древней Руси
Просвещение в Германии. Период позднего Просвещения (конец 18 — нач. 19 в.) связан со странами Восточной Европы, Россией и Германией. Новый импульс Просвещению придает немецкая литература и философская мысль.
Немецкие просветители были духовными преемниками идей английских и французских мыслителей, но в их сочинениях они трансформировались и принимали глубоко национальный характер. Самобытность национальной культуры и языка утверждал И.Г. Гердер (1744–1803). Его основное произведение «Идеи к философии истории человечества» (1784–1791) стало первой основательной классической работой, с которой Германия вышла на арену мировой историко-философской науки. Философским исканиям европейского Просвещения было созвучно творчество многих немецких писателей.
Вершиной немецкого Просвещения, получившей мировую славу, стали такие произведения, как «Разбойники» (1781), «Коварство и любовь» (1784), «Валленштейн» (1799), «Мария Стюарт» (1801) Ф. Шиллера (1759–1805), «Эмилия Галотти», «Натан Мудрый» Г.Э. Лессинга (1729–1781) и особенно «Фауст» (1808–1832) И.-В. Гете (1749–1832).
В формировании идей Просвещения важную роль играла философы Г.В. Лейбниц (1646–1716) и И. Кант (1724–1804). Традиционную для Просвещения идею прогресса развивал в «Критике чистого разума» И. Кант (1724–1804), ставший основателем немецкой классической философии.
Немецкое Просвещение более метафизично и плавно вырастает из традиций классического рационализма 17 в. (Чирнхауз, Пуфендорф, Томазий, Вольф, Крузиус, Тетенс). Позднее немецкое просвещение увлечено религиозными спорами (под влиянием пиетистского фермента) о веротерпимости, пантеизме, соотношении прав государства и церкви (Реймарус, Мендельсон, Лессинг, Гердер). Баумгартен и Лессинг вносят заметный вклад в эстетику. Гердер — один из первых создателей принципа историзма — создает обширную картину эволюции природы от неорганической материи до высших форм человеческой культуры.
Специфика Немецкого Просвещения:
1. Существование католического просвещения. Если во всех остальных странах тот, кто боролся с церковью, тот выходил из нее, то в Германии каждый желающий стремился исправить ее изнутри по принципу: кто сильно любит, тот сильно бьет.
2. Увлечено религиозными спорами о веротерпимости, пантеизме, соотношении прав государства и церкви.
Исторической границей европейского Просвещения становятся 1780-1790-е гг. В эпоху английской промышленной революции на смену публицистам и идеологам в культуру пришли инженеры и предприниматели. Великая французская революция разрушила исторический оптимизм Просвещения. Немецкая литературно-философская революция пересмотрела статус разума.
Просвещение было скорее идеологией, чем философией, и поэтому оно быстро вытесняется немецкой классической философией и романтизмом, получив от них эпитет «плоского рационализма». Однако Просвещение находит союзников в лице позитивистов 2-й половины 19 века и обретает «второе дыхание» в 20 веке, воспринимаясь иногда как альтернатива и противоядие в борьбе с тоталитаризмом. Так, просвещенческие мотивы звучат, например, в работах Гуссерля, М. Вебера, Рассела, Витгенштейна.