История мировой литературы и искусства: Шекспир, эпоха просвещения, искусство и литература Древней Руси — Искусство и литература периода Киевской Руси
- История мировой литературы и искусства: Шекспир, эпоха просвещения, искусство и литература Древней Руси
 - Первый период творчества Шекспира
 - Второй период творчества Шекспира
 - Третий период творчества Шекспира
 - Четвертый период творчества Шекспира
 - Поэмы Шекспира
 - Человек в литературе и искусстве эпохи просвещения
 - Английское Просвещение
 - Просвещение во Франции
 - Просвещение в Германии
 - Специфика культуры эпохи Просвещения
 - Литература Просвещения
 - Просветительский классицизм
 - Литература рококо
 - Философская повесть Вольтера. Кандид
 - Литература и искусство Древней Руси (9- 14 вв.)
 - Искусство и литература периода Киевской Руси
 - Письменность и образование в период Киевской Руси
 - Древнерусская литература периода Киевской Руси
 - Архитектура периода Киевской Руси
 - Искусство и литература эпохи феодальной раздробленности
 - Прикладное искусство периода феодальной раздробленности
 - Архитектура Древней Руси
 - Живопись в Древней Руси
 
Искусство и литература периода Киевской Руси
IX в. в истории славянского народа открывает новую страницу. Начинается процесс собирания восточнославянских племен под единой княжеской властью с помощью военной силы — и рождается молодое сильное государство. Начало эпохи Киевской Руси принято относить либо к летописному рассказу о признании на княжение в Новгород в 862 г. варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, либо определять временем киевского похода легендарного Вещего Олега в 882 г. Завершают период, как правило, княжением в Киеве Ярослава Мудрого (1019 — 1054), иногда доводят до времени Владимира Мономаха (1113 — 1125).
Таким образом, хронологические рамки эпохи Киевской Руси — середина IX — начало XII вв.
В XII — XIII вв. в истории Руси наступил период феодальной раздробленности. В одной из хроник под 1132 г. записано: «И разъдрася вся Русская земля».
К моменту Батыева нашествия численность самостоятельных княжеских владений достигла 50. Острый на язык русский народ отразил это в иронической поговорке: «В Российской земле у семи князей один воин».
Вместе с тем, начальная фаза эпохи феодальной раздробленности до того как в ход развития вмешался фактор завоеваний, сопровождалась бурным ростом городов и культурным расцветом русских земель.
Без сомнения, важнейшей культурной составляющей периода Киевской Руси становится принятие Русью христианства.
Не менее важным был и другой фактор, связанный с религиозной психологией народа, особенностями его художественно-эмоционального восприятия мира. «Повесть временных лет» содержит обширный рассказ о сомнениях Владимира и его бояр при выборе веры. Когда на Русь прибыли миссионеры из Византии, мусульмане из Дунайской Болгарии, иудаисты из Хазарии, князь был неудовлетворен проповедями всех, кроме византийцев. Поэтому он послал бояр в разные страны для выбора лучшей веры. Конечное решение — выбор христианства византийского обряда — определили следующие причины: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и сказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем в других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве»
В приведенном отрывке отразилось то сильное впечатление, которое произвело на русских, впервые знакомившихся с христианством, византийское богослужение.
Формально Русь стала христианской. Погасли погребальные костры, угасли огни Перуна, но долго еще по деревням насыпали языческие курганы, молились огню-Сварожичу, справляли буйные праздники старины. Язычество начало свой долгий путь слияния с христианством. Служители древней религии — волхвы упоминаются в летописях еще в XII в. как организаторы киевского восстания 1113 г.
Поэтому говоря о прогрессивном значении принятия христианства на Руси в аспектах внешнеполитическом, государственном, социальном, не следует признавать христианизацию единственным определяющим фактором культурной эволюции русского народа. Даже несмотря на то, что живопись, музыка, в значительной мере архитектура и почти вся литература Киевской Руси находились в орбите христианской мысли, внимательный взгляд на шедевры древнерусского искусства обнаружит глубокое их родство с наследием архаики: заставки-инициалы текстов книг и летописей, фресковые и скульптурные орнаменты соборов, мелодический строй церковных песнопений.
Таким образом, культура Киевской Руси вобрала достижения восточнославянских племен, заимствовала опыт других народов, включая Византию и кочевников, а также внесла свой собственный вклад современников, сформировав самобытность и самостоятельность.