Лекции по истории европейского искусства
- Лекции по истории европейского искусства
- Понятие архитектуры и архитектурного стиля
- Материалы и техника в скульптуре
- Искусство Древнего Египта
- Пирамиды Хеопса
- Вавилоно-ассирийская культура
- Античность
- Греческая архаика
- Греческая классика
- Храмы Афинского акрополя
- Скульптура Древней Греции эпохи ранней и высокой классики
- Эллинистическое искусство
- Искусство Римской империи
- Портретная пластика периода Римской империи
- Архитектура
- Искусство Каролингской империи
- Романское искусство
- Скульптура романского периода
- Готическое искусство
- Готика во Франции Германии Англии
- Готика в Англии
- Итальянское Возрождение
- Художественная реформа Джотто
- Эпоха Раннего Ренессанса.
- Творчество Мазаччо
- Творчество Леонардо да Винчи
- Творчество Рафаэля Санти
- Творчество Микеланджело
- Венецианская школа живописи 16 век
- Испанская живопись XVI в. Эль Греко
- Северный Ренессанс
- Нидерландское Возрождение
- Творчество А. Дюрера
- Французское Возрождение
Анти́чность (восходит к лат. antiquitas — древность) — в общем смысле это слово означает «греко-римская древность», иначе говоря, цивилизация древней Греции и древнего Рима во всем многообразии ее исторических форм.Также иногда Античностью называют любые очень древние времена, используя понятие синонимично слову «древность».В Античности следует искать истоки многих ценностей, которые составили впоследствии европейскую культуру. Поскольку на Античность приходится несколько столетий человеческой истории, её принято подразделять на эпохи и периоды.
Периодизация
1)Эгейская культура кон. III-II тыс. до н.э.
2)Гомеровский (ранне — архаический период) XI-VIII век до н. э. Окончательное разрушение остатков микенской (ахейской) цивилизации, возрождение и господство родоплеменных отношений, их трансформация в раннеклассовые.
3)Архаика VII-VI век до н.э.
4)Период классики V- последняя треть IV века.
5)Эллинизм последняя треть IV — I век до н.э.
В основе греческого зодчества уже в архаический период лежала определенная система соотношения, равновесия несомых и несущих частей — ордер (от латинского «ордо» — строй, порядок). Первые ордера назывались дорическим и ионическим (по местам их возникновения), затем появился коринфский, близкий к ионическому.Ордер был общей системой правил, никак не исключающей индивидуальности творческого решения в вопросах соотношения храма с ландшафтом, с другими сооружениями.
Каменное основание дорического храма —периптера — обычно трехступенчатое, называемое стереобатом, с его верхней ступенькой — стилобатом — служило как бы постаментом храма. В наос, из которого, собственно, и состоял храм, вел вход со стороны главного фасада (в некоторых храмах был еще опистодом —помещение позади наоса с выходом в сторону заднего фасада). Наос освещался или через двери, или через световые люки в потолке. Дорические колонны архаического периода не имели базы и создавали впечатление приземистых и мощных. Ствол их прорезали желобки — каннелюры, на высоте одной трети ствол утолщался (это утолщение носит название энтазиса), капитель колонны состояла из эхина — круглой каменной подушки, и абака — квадратной плиты, на которую опиралось перекрытие, так называемый антаблемент. Антаблемент складывался из архитрава — балки, лежащей непосредственно на колоннах, фриза и карниза. Архитрав дорического ордера — гладкий. Фриз дорического ордера делится на прямоугольные плиты — метопы и триглифы, имеющие на плоскости три вертикальных желобка. Антаблемент завершался карнизом. Двускатная крыша, покрытая черепицей или мраморными плитками, на переднем и заднем фасадах образовывала треугольники, так называемые фронтоны. Фронтоны и метопы заполнялись скульптурой. Скульптурными украшениями (акротериями) завершались углы крыши и ее щипец (который в русской архитектуре называется коньком). Классическим примером дорического ордера может служить храм Посейдона в Пестуме (Италия, VI в. до н. э.).
Капитель ионического ордера, сложившегося к концу VII в. до н. э. имела эхин из двух изящных завитков — волют. Архитрав ионического ордера разделен по горизонтали на три полосы, отчего кажется более легким, чем гладкий дорический. Фриз идет по антаблементу сплошной лентой. Его характер более легкий, изящный, «женственный». Фриз был часто раскрашен, детали золотились. В ионической колонне энтазис менее заметен, чем в дорической, или вовсе отсутствует. Карниз богато декорирован. Уже в эпоху классики сложился коринфский ордер, колонны которого более стройные, чем ионические, и завершаются пышной капителью, составленной из стилизованных листьев аканфа. Изобретение коринфской капители приписывают золотых дел мастеру Каллимаху, который сделал ее сначала из металла. Пример коринфского ордера — храм Аполлона в Бассах (ок. 430 г. до н. э.). Но следует отметить, что греки употребляли коринфский ордер реже, чем дорический и ионический.
Греческие храмы архаического периода подкрашивались: тимпаны (т. е. само поле) фронтонов и триглифы —обычно синим, метопы —красным. Раскрашивалась и скульптура. Краска подчеркивала архитектонику здания, усиливала праздничность образа. Белый с цветными деталями храм, для которого греческие зодчие всегда умели найти удачное расположение на холме, на возвышении, легко «читался» силуэтом на фоне неба.
Дорический ордер явился выражением самых передовых художественных идей времени, и строгий тип периптера продолжал развиваться и совершенствоваться в эпоху классики как ведущий тип храма.