Лекции по истории европейского искусства
- Лекции по истории европейского искусства
- Понятие архитектуры и архитектурного стиля
- Материалы и техника в скульптуре
- Искусство Древнего Египта
- Пирамиды Хеопса
- Вавилоно-ассирийская культура
- Античность
- Греческая архаика
- Греческая классика
- Храмы Афинского акрополя
- Скульптура Древней Греции эпохи ранней и высокой классики
- Эллинистическое искусство
- Искусство Римской империи
- Портретная пластика периода Римской империи
- Архитектура
- Искусство Каролингской империи
- Романское искусство
- Скульптура романского периода
- Готическое искусство
- Готика во Франции Германии Англии
- Готика в Англии
- Итальянское Возрождение
- Художественная реформа Джотто
- Эпоха Раннего Ренессанса.
- Творчество Мазаччо
- Творчество Леонардо да Винчи
- Творчество Рафаэля Санти
- Творчество Микеланджело
- Венецианская школа живописи 16 век
- Испанская живопись XVI в. Эль Греко
- Северный Ренессанс
- Нидерландское Возрождение
- Творчество А. Дюрера
- Французское Возрождение
Творчество Мазаччо
Ведущая роль в живописи флорентийского Кватроченто выпала на долю художника Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи Гвиди, известного под именем Мазаччо (1401—1428). Можно сказать, что Мазаччо решил те насущнейшие проблемы живописного искусства, которые поставил за столетие до этого Джотто. Уже в двух главных сценах росписи в капелле Бранкаччи флорентийской церкви Санта Мария дель Кармине — «Подать» («Il tribute») и «Изгнание Адама и Евы из рая» — Мазаччо показал себя художником, для которого было ясно, как помещать фигуры в пространстве, как связывать их между собой и с пейзажем, каковы законы анатомии человеческого тела. Сцены Мазаччо полны драматизма, жизненной правды: в «Изгнании из рая» Адам от стыда закрыл лицо руками. Ева рыдает, запрокинув в отчаянии голову. В сцене «Подать» объединены сразу три сюжета: Христос с учениками у ворот города, остановленный сборщиком податей,— это центральная композиция; Петр, по велению Христа вылавливающий рыбу, чтобы достать из нее необходимую для уплаты монету (дидрахму, или статир, отсюда и другое название фрески — «Чудо со статиром»),— композиция слева; сцена выплаты подати сборщику — справа. Сам принцип соединения на одной плоскости трех сцен еще архаичен, но то, как эти сцены написаны — с учетом линейной и воздушной перспективы,— явилось подлинным откровением и для современников Мазаччо, и для всех последующих мастеров. Мазаччо первый решил главные проблемы Кватроченто —линейной и воздушной перспективы. Вдаль уходят холмы и деревья, образующие естественную среду, в которой пребывают герои и с которой органично связаны фигуры. Естественно располагается в пейзаже центральная группа — Иисус и его ученики. Между фигурами создается как бы воздушная среда. Мазаччо не побоялся сообщить портретные черты группе учеников Христа в центре: в правой крайней фигуре современники видели самого Мазаччо, в лице слева от Христа усматривали сходство с Донателло. Естественным было и освещение: оно соответствовало реальному свету, падающему с правой стороны капеллы.
Фрески Мазаччо с момента их появления способствовали тому, что церковь Санта Мария дель Кармине превратилась в своеобразную академию, где учились поколения художников, вплоть до Микеланджело, испытавшего несомненное влияние Мазаччо. Умение Мазаччо связывать в единое действие фигуры и пейзаж, драматически и вместе с тем вполне естественно передавать жизнь природы и людей — в этом огромная заслуга живописца, определившая его место в искусстве. И это тем более удивительно, что Мазаччо прожил на свете немногим более четверти века.