14. Методология использования информационной технологии

Централизованная обработка информации на ЭВМ вычислительных центров была первой исторически сложившейся технологией. Создавались крупные вычис­лительные центры (ВЦ) коллективного пользования, оснащенные большими ЭВМ (в нашей стране — ЭВМ ЕС). Применение таких ЭВМ позволяло обрабатывать большие массивы входной информации и получать на этой основе различные виды информационной продук­ции, которая затем передавалась пользователям. Такой технологический процесс был обу­словлен недостаточным оснащением вычислительной техникой предприятий и организаций в 60 — 70-е гг.

Достоинства методологии централизованной технологии:

Ø возможность обращения пользователя к большим массивам информации в виде баз данных и к информационной продукции широкой номенклатуры;

Ø сравнительная легкость внедрения методологических решений по развитию и совер­шенствованию информационной технологии благодаря централизованному их приня­тию. Недостатки такой методологии очевидны:

Ø ограниченная ответственность низшего персонала, который не способствует оператив­ному получению информации пользователем, тем самым препятствуя правильности выработки управленческих решений;

Ø ограничение возможностей пользователя в процессе получения и использования ин­формации.

Децентрализованная обработка информации связана с появлением в 80-х гг. персональных компьютеров и развитием средств телекоммуникаций. Она весьма существенно потеснила предыдущую технологию, поскольку дает пользователю широкие возможности в работе с информацией и не ограничивает его инициатив. Достоинствами такой методологии являются:

Ø гибкость структуры, обеспечивающая простор инициативам пользователя;

Ø усиление ответственности низшего звена сотрудников;

Ø уменьшение потребности в пользовании центральным компьютером и соответственно контроле со стороны вычислительного центра;

Ø более полная реализация творческого потенциала пользователя благодаря использова­нию средств компьютерной связи. Однако эта методология имеет свои недостатки:

Ø сложность стандартизации из-за большого числа уникальных разработок;

Ø психологическое неприятие пользователями рекомендуемых вычислительным цент­ром стандартов и готовых программных продуктов;

Ø неравномерность развития уровня информационной технологии на локальных местах, что в первую очередь определяется уровнем квалификации конкретного работника.

Описанные достоинства и недостатки централизованной и децентрализованной ин­формационной технологии привели к необходимости придерживаться линии разумного применения и того, и другого подхода. Такой подход назовем рациональной мето­дологией и покажем, как в этом случае будут распределяться обязанности:

Ø вычислительный центр должен отвечать за выработку общей стратегии использования информационной технологии, помогать пользователям как в работе, так и в обучении, устанавливать стандарты и определять политику применения программных и техни­ческих средств;

Ø персонал, использующий информационную технологию, должен придерживаться ука­заний вычислительного центра, осуществлять разработку своих локальных систем и технологий в соответствии с общим планом организации.

Рациональная методология использования информационной технологии позволит достичь большей гибкости, поддерживать общие стандарты, осуществить совместимость информационных локальных продуктов, снизить дублирование деятельности и др.

Вы здесь: Главная Информатика Информатика Информационные технологии