- Информационные технологии
- 1-3 Информационные технологии, понятие и определение
- 4. Новая информационная технология
- 5-6. Инструментарий ИТ. Как соотносятся ИТ и ИС
- 7. Составляющие ИТ
- 8-11. Этапы развития и признаки деления ИТ
- 12-13. Проблемы использования ИТ. Устаревание
- 14. Методология использования ИТ
- 15. Выбор вариантов внедрения ИТ в фирме
- 16-18. Виды ИТ. технология обработки данных, характеристика.
- 19. Основные компоненты
- 20-22. Технология управления, характеристика и компоненты
- 23-25. Автоматизация офиса. характеристика, компоненты
- 26-28. Информационная технология поддержки принятия решений, характеристика и компоненты
- 29-31. Информационная технология экспертных систем, характеристика и компоненты
- 32-33. Контрольный вопросы. Список литературы
Централизованная обработка информации на ЭВМ вычислительных центров была первой исторически сложившейся технологией. Создавались крупные вычислительные центры (ВЦ) коллективного пользования, оснащенные большими ЭВМ (в нашей стране — ЭВМ ЕС). Применение таких ЭВМ позволяло обрабатывать большие массивы входной информации и получать на этой основе различные виды информационной продукции, которая затем передавалась пользователям. Такой технологический процесс был обусловлен недостаточным оснащением вычислительной техникой предприятий и организаций в 60 — 70-е гг.
Достоинства методологии централизованной технологии:
Ø возможность обращения пользователя к большим массивам информации в виде баз данных и к информационной продукции широкой номенклатуры;
Ø сравнительная легкость внедрения методологических решений по развитию и совершенствованию информационной технологии благодаря централизованному их принятию. Недостатки такой методологии очевидны:
Ø ограниченная ответственность низшего персонала, который не способствует оперативному получению информации пользователем, тем самым препятствуя правильности выработки управленческих решений;
Ø ограничение возможностей пользователя в процессе получения и использования информации.
Децентрализованная обработка информации связана с появлением в 80-х гг. персональных компьютеров и развитием средств телекоммуникаций. Она весьма существенно потеснила предыдущую технологию, поскольку дает пользователю широкие возможности в работе с информацией и не ограничивает его инициатив. Достоинствами такой методологии являются:
Ø гибкость структуры, обеспечивающая простор инициативам пользователя;
Ø усиление ответственности низшего звена сотрудников;
Ø уменьшение потребности в пользовании центральным компьютером и соответственно контроле со стороны вычислительного центра;
Ø более полная реализация творческого потенциала пользователя благодаря использованию средств компьютерной связи. Однако эта методология имеет свои недостатки:
Ø сложность стандартизации из-за большого числа уникальных разработок;
Ø психологическое неприятие пользователями рекомендуемых вычислительным центром стандартов и готовых программных продуктов;
Ø неравномерность развития уровня информационной технологии на локальных местах, что в первую очередь определяется уровнем квалификации конкретного работника.
Описанные достоинства и недостатки централизованной и децентрализованной информационной технологии привели к необходимости придерживаться линии разумного применения и того, и другого подхода. Такой подход назовем рациональной методологией и покажем, как в этом случае будут распределяться обязанности:
Ø вычислительный центр должен отвечать за выработку общей стратегии использования информационной технологии, помогать пользователям как в работе, так и в обучении, устанавливать стандарты и определять политику применения программных и технических средств;
Ø персонал, использующий информационную технологию, должен придерживаться указаний вычислительного центра, осуществлять разработку своих локальных систем и технологий в соответствии с общим планом организации.
Рациональная методология использования информационной технологии позволит достичь большей гибкости, поддерживать общие стандарты, осуществить совместимость информационных локальных продуктов, снизить дублирование деятельности и др.