link592 link593 link594 link595 link596 link597 link598 link599 link600 link601 link602 link603 link604 link605 link606 link607 link608 link609 link610 link611 link612 link613 link614 link615 link616 link617 link618 link619 link620 link621 link622 link623 link624 link625 link626 link627 link628 link629 link630 link631 link632 link633 link634 link635 link636 link637 link638 link639 link640 link641 link642 link643 link644 link645 link646 link647 link648 link649 link650 link651 link652 link653 link654 link655 link656 link657 link658 link659 link660 link661 link662 link663 link664 link665 link666 link667 link668 link669 link670 link671 link672 link673 link674 link675 link676 link677 link678 link679 link680 link681 link682 link683 link684 link685 link686 link687 link688 link689 link690 link691 link692 link693 link694 link695 link696 link697 link698 link699 link700 link701 link702 link703 link704 link705 link706 link707 link708 link709 link710 link711 link712 link713 link714 link715 link716 link717 link718 link719 link720 link721 link722 link723 link724 link725 link726 link727 link728 link729 link730 link731 link732 link733 link734 link735 link736 link737 link738 link739

Лекции по бухгалтерскому учёту

Лекции по бухгалтерскому учёту

1. Документы, учётные регистры, их классификация. Формы бухгалтерского учёта.

Документы — это письменные свидетельства об осуществлении хозяйственной операции, дающие юридическую силу данным бухгалтерского учета. Документация служит для первичного наблюдения за хозяйственными операциями и является обязательным условием для отражения их в учете. При помощи документов осуществляется первичная регистрация совершаемых хозяйственных операций. При составлении документов используют типовые бланки. От своевременности составления и качества документов в значительной мере зависит качество самого учета и составляе­мой на его основе отчетности.

Документы классифицируются по следующим признакам:

По назначению:

1. Распорядительные — содержат приказ, распоряжение или задание руководителя предприятия о совершении определенной операции, эти документы служат основанием для приема-выдачи денег и материальных ценностей. К таким документам относят: распоряжения о проведении инвентаризации; приказ об учетной политике; приказ о предоставлении отпуска. Распорядительные документы сами по себе не подтверждают того факта, что операция совершена, и, следовательно, не являются основанием для отражения в бухгалтерском учете.

2. Оправдательные (исполнительные) — удостоверяют факт совершения операции. Они составляются в момент совершения операции и свидетельствуют о ее выполнении. К ним относятся: письменные акты; акты ликвидации объектов основных средств; приходные и расходные кассовые ордера. Эти документы служат основанием для последующей бухгалтерской регистрации совершившихся операций.

3. Документы бухгалтерского оформления — составляются работниками бухгалтерии по данным распорядительных и оправдательных документов. На практике часто пользуются документами, сочетающими в себе признаки трех вышеперечисленных видов. Такие документы называются комбинированными.

По порядку отражения в них операций. Все документы, кроме чисто распорядительных делятся на:

1. Первичные — составляются в момент совершения операции или сразу после нее: накладные, акты приемы и выбытия.

2. Вторичные (сводные) — отражают операции, уже зафиксированные в первичных документах. Они обобщают первичные документы: отчеты материально ответственных лиц, авансовые отчеты.

По способу составления первичные и сводные документы делятся на:

1. Разовые — составляются единовременно в один прием для отражения одной или нескольких операций. К их числу относятся большинство первичных документов.

2. Накопительные — их составляют постепенно для отражения систематически повторяющихся операций.

Эти документы окончательно формируются лишь по истечении установленного срока и только после этого они служат основанием для бухгалтерских записей. К ним относятся: наряды на сдельную работу, лимитно-заборные карты.

По месту составления:

1. Внутренние — документы, составляющиеся на данном предприятии.

2. Внешние — составляются на другом предприятии и поступают на данное.

Все бухгалтерские операции после их проверки и подсчета должны быть зарегистрированы в определенной последовательности на основании первичных документов. Совокупность специально разграфленных листов бумаги, приспособленных для регистрации бухгалтерских проводок и записей по счетам, называется учетным регистром. В учетном регистре производится группировка данных первичных документов по однородным признакам, которые используются ля ведения бухгалтерского учета и управления хозяйственной деятельностью предприятия.

Существует несколько признаков группировки учетных регистров:

По характеру бухгалтерских записей: хронологические (на них отражаются хозяйственные операции по мере их совершения; если в первичных документах отражена корреспонденция счетов, то она находит отражение в регистрах хронологического учета), систематические (в них группируются однородные по экономическому содержанию операции; такая систематическая группировка осуществляется на счетах синтетического и аналитического учета.

По внешнему виду: книги (скрепленные листы бумаги одного формата, на переплете книги пишут ее наименование и название предприятия; бухгалтерские книги используются как для ведения синтетического, так и аналитического учета; страницы книги должны быть пронумерованы, книга должна быть прошнурована, на последней странице указывается общее количество страниц и ставится роспись главного бухгалтера и печать), карточки (таблицы на бланках стандартных размеров, применяемые для отражения аналитических данных по каждой номенклатуре учета), свободные листы (таблицы специального формата со специальным графлением; на них ведутся различные ведомости и журналы; они используются также для ведения синтетического и аналитического учета).

По объемам содержания: регистры синтетического учета, регистры аналитического учета, комбинированные. Порядок записи хозяйственных операций в учетные регистры регламентируется Положе­нием о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете. В соответствии с этим Положением хозяйственные опе­рации в учетные регистры записывают только на основании надлежаще оформленных и обработанных документов темного цвета чернилами (иди пастой шариковых ручек, средствами механизации вши иными средствами, обеспечивающими сохра­нение в течение длительного времени и предупрежда­ющими внесение несанкционированных и незаметных исправлений.

Под формой бухгалтерского учета подразумевают технологию и организацию учетного процесса соответствующими способами, техникой документирования и учетной регистрации. Основными признаками форм бухгалтерского учета являются: количество применяемых учетных регистров, их назначение, содержание, форма, внешний вид, последовательность записей, взаимосвязь синтетического и аналитического учета.

Применяются следующие формы бухгалтерского учета.

При мемориально-ордерной форме учета на основании первичных документов, сгруппированных по отдельному признаку, составляются мемориальные ордера, в которых проставляется корреспонденция счетов. По мере составления мемориальные ордера записываются в регистрационный журнал. Данные мемориальных ордеров используются для записей на синтетических счетах в Главной книге. Мемориально-ордерная форма учета используется в бюджетных учреждениях. Недостатки мемориально-ордерной формы учета: дублирование записей, большой объем мемориальных ордеров, слабая приспособленность регистров к составлению отчетности.

При журнально-ордерной форме учета основными видами учетной регистрации являются журналы-ордера. Все ЖО построены так, что в них постепенно накапливаются подсчитываются данные для перенесения в отчетные формы. Все ЖО построены по кредитовому признаку, по отдельным синтетическим счетам в разрезе корреспондирующих счетов. Дебетовые обороты по синтетическому счету учитываются в нескольких ЖО. Ежемесячно ЖО закрываются, их итоги переносятся в Главную книгу, открываемую на год.

Упрощенная форма применяется для малых предприятий и субъектов малого предпринимательства, т.к. они имеют простой хозяйственный процесс, незначительное количество хозяйственных операций и т.д. Упрощенная форма бухгалтерского учета делится на: простая форма бухгалтерского учета, предприятия используют следующие регистры (книга учета хозяйственных операций (К1), ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений (В1), ведомость учета производственных запасов, готовой продукции и товаров (В2), ведомость учета заработной платы (В8)); производственная форма с учетом регистров учета имущества предприятия, предприятия используют следующие регистры (книга учета хозяйственных операций (К1), ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений (В1), ведомость учета производственных запасов, готовой продукции и товаров (В2), ведомость учета расходов на производство (В3), ведомость учета денежных средств и фондов (В4), ведомость учета расчетов и других операций (В5), ведомость учета реализации (В6), ведомость учета расчетов с поставщиками (В7), ведомость учета заработной платы (В8), шахматная ведомость (В9)).

Автоматизированная — позволяет одновременно вести взаимосвязанные участки учета, а руководство фирмы имеет возможность оперативного доступа к информации для принятия управленческих решений. Классификация бухгалтерских программ по функциональным возможностям: Мини-бухгалтерии — системы типа «проводка — главная книга — баланс». К этому классу относятся программы, предназначенные для малого бизнеса с ограниченным, но самым необходимым набором решаемых учетных задач: 1С — бухгалтерия, инфо-бухгалтер и т.д. Интегрированная бухгалтерская система, используемая для среднего и малого бизнеса: парус. Комплексная система бухгалтерского учета.

Вы здесь: Главная Экономика и Финансы Бухгалтерский учет Лекции по бухгалтерскому учёту