Курс лекций по “Общей экологии”. Часть 4
- Курс лекций по “Общей экологии”. Часть 4
- Биогеохимические циклы отдельных элементов
- Круговорот второстепенных элементов
- Поток энергии
- Экология человека и проблемы экоразвития
- Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека
- Гигиена и здоровье человека
- Взаимодействие человека с окружающей средой
- Факторы, источники и последствия экологической опасности
- Технологический кризис
- Глобальный кризис
- Экологическое нормирование
- Санитарно- гигиеническое нормирование
- Глобальные и региональные экологические проблемы
- Озоновый кризис
- Загрязнения морей и мирового океана
- Опустынивание
- Региональные экологические проблемы
- Заключение и библиография
- Принципы экологического подхода к оценке и анализу процессов и явлений, происходящих в окружающей среде
Технологический кризис
Со вступлением человечества в эпоху научно-технического прогресса, стремительного роста техносферы частота и масштабы ущерба от технологических катастроф стали сопоставимы с аналогичными показателями стихийных бедствий. Потенциально наиболее опасными считаются атомные объекты, химическая и нефтеперерабатывающая промышленность, трубопроводы, транспорт. Ежедневно происходят и «тихие» технологические катастрофы, порождаемые выбросами в атмосферу и водоемы, захоронением в землю вредных отходов. В связи с этим постепенно и незаметно накапливаются вредные вещества.
Предположение о влиянии мутагенных факторов, таких как радиация и химические соединения, на генетическую информацию человека подтвердилось тем фактом, что за последние 30 лет в развитых странах резко увеличилось количество детей с врожденными патологиями.
Величина риска заболеваний нервной системы в зонах экологического неблагополучия превышает 60%. Ведущее место в структуре причин детской инвалидности занимают поражения центральной нервной системы, болезни мозга «умственная отсталость» — у 30%, болезни нервно-мышечной системы, в том числе церебральный паралич, — у 20% от общего количества детей-инвалидов. Особую опасность представляют выбросы свинца. Даже малые его дозы оказывают влияние на развитие мозга у детей. Такое же влияние оказывает ртуть.
Взрослое население страдает заболеваниями печени, почек, легких. Загрязненная вода вызывает болезни мочевыводящей системы и органов пищеварения. Продукты питания, загрязненные тяжелыми металлами и пестицидами, приводят к астме, туберкулезу, заболеваниям органов пищеварения, дисфункцией мозга. Около 100 веществ, с которыми человек соприкасается в условиях производства, являются канцерогенными. Следствием военного противостояния и научно-технического прогресса, развитие технологии военных и базовых отраслей промышленности стало образование нового класса военных и промышленных объектов — экологически опасных. Расположение их вблизи крупных промышленных центров увеличивает потенциальную опасность для населения, поскольку в случае аварии появляются вторичные поражающие факторы в виде пожаров, взрывов, зон химического или радиоактивного заражения.
Технологический кризис порождает экологический.